Обороты бьюти-сферы растут одновременно с переходом мастеров в самозанятые

Автор фото: Михаил Тихонов
Не каждый обладатель профессиональных навыков способен грамотно организовать самостоятельное ведение бизнеса.

Салоны красоты ощутили рост спроса после летних каникул. Однако теперь им приходится конкурировать с самозанятыми, оказывающими более дешёвые услуги, но не всегда способными гарантировать качество.

После лета предприятия индустрии красоты (салоны, парикмахерские, барбершопы) наблюдают взлёт активности у вернувшихся из отпусков петербуржцев. Число заказов растёт. Вместе с тем отрасль никак не может справиться с рядом проблем, накопившихся ещё со времён ковида.

Ногти, брови и ресницы

По данным IT–компании "Эвотор", в июне–августе средний чек петербургских несетевых салонов красоты составил 2656 рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Средняя выручка предприятий выросла к 2022 году на 36%. Количество посещений салонов красоты (среднее число чеков) увеличилось на 27%.
По данным компании "Платформа ОФД", в августе средний чек в петербургских салонах красоты зафиксировался на уровне 1461 рубль (+7% год к году), объём продаж в натуральном выражении оказался выше на 5%, в денежном выражении — на 11%.
Эксперты сходятся на том, что в этом году траты на услуги из категории красоты и удовольствий заметно выше прошлогоднего уровня. Рост происходит как на фоне низкой базы прошлого года, так и в связи с повышением потребительского оптимизма. Похожая картина наблюдается в парфюмерии и косметике.
"К началу делового и учебного сезона многие поторопились заняться своим здоровьем, бьюти–услугами. Всё больше обращений за профессиональным уходом в профильных парикмахерских. Ряд игроков рынка экспериментируют с новыми форматами, развиваются семейные салоны красоты, совмещающие на одной локации специалистов барбершопов, ногтевых салонов, детских парикмахеров", — поделились с "ДП" представители "Платформы ОФД".
Кроме того, по статистике маркетплейса услуг YouDo.com, в первые 2 недели сентября спрос на услуги в категории "Красота и здоровье" вырос на 21% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего месяца. Среди самых популярных направлений в этом сезоне — услуги косметолога (средний чек — 2 164 рубля), парикмахера (892 рубля), ногтевой сервис (1 108 рублей), массаж (1 219 рублей), а также брови и ресницы (1 197 рублей).

Завершили адаптацию

По словам представителей индустрии красоты, осенью в топе по популярности — традиционно стрижки, а также уходовые процедуры для лица и волос.
"В Петербурге в начале осени вырос спрос на все стрижки — на 7,3% (особенно на детские и мужские) по сравнению с началом осени 2022 года. Также на массаж — на 5,6%, и педикюр — на 5,1%", — рассказали "ДП" в пресс–службе сервиса YClients.
Участники рынка считают, что индустрия красоты адаптировалась к сегодняшней реальности. В первое время после событий февраля 2022 года представители бизнеса столкнулись с проблемой поставок косметических средств, а цены на продукцию заметно выросли.
"Сейчас пришли новые достойные бренды, а те, что остались, стараются поддерживать своих клиентов. Даже если случаются временные перебои в поставках — у нас всегда есть запасной план действий. Кстати, не стоит забывать и про отечественные компании. В целом индустрия красоты очень пластична", — отмечает руководитель салона красоты Ateri Катерина Дмитриева.
"По тем брендам, которые остались на рынке, никаких проблем с поставками и ценами нет. Адаптация была первые полгода, но поскольку мы не являемся монобрендовым салоном, у нас не было проблем с тем, чтобы заменить некоторые продукты в работе", — соглашается управляющая HairFcker Тамара Кудряшова.
Онлайн–площадки фиксируют рост числа предложений услуг красоты в Северной столице. Так, в начале сентября на "Авито" чаще, чем в последние летние дни, начали размещать свои объявления мастера по ресницам и бровям (+117%). Выросло количество объявлений от парикмахеров — на 27%, визажистов — на 25% и мастеров по маникюру, педикюру — на 17%.
"По данным аналитики прайс–листов в объявлениях у исполнителей, средняя стоимость услуг в разделе “Красота и здоровье” составила 1,5 тыс. рублей. Но конечная цена будет зависеть от вида услуги. Например, маникюр жительницам Петербурга в среднем обойдётся в 1 тыс. рублей, но финальная стоимость может меняться в зависимости от сложности выбранного дизайна и покрытия. Стоимость женской стрижки в Северной столице начинается от 600 рублей, а окрашивание и наращивание будут стоить дороже — от 1,5 тыс. рублей", — рассказал Игорь Санников, руководитель развития категории "Красота и здоровье" на "Авито Услугах".

Игра в предпринимателя

Активное развитие онлайн–платформ в пандемию привело к переходу многих бьюти–мастеров в самозанятость. После ковидного кризиса такие специалисты предпочли не возвращаться в салоны, а продолжать работать на себя. На сегодня нехватка мастеров — это основная боль владельцев и управляющих салонов красоты. На это в том числе влияет и переток персонала в агрегаторы. При этом далеко не всегда речь идёт о настоящих профессионалах, которые способны оказывать клиентам услуги надлежащего качества. В индустрию пришло и много случайных людей. И в салоны они не идут просто потому, что их не готовы нанимать.
Например, в случае со специалистами ногтевого сервиса, по словам Катерины Дмитриевой, 70% откликнувшихся на вакансию игнорируют назначенное время телефонного интервью. 20–25% просто не доходят до собеседования, а остальные 5–10%, что прошли собеседование, — не приходят на тестовую работу или не выходят в назначенный день.
"Конечно, и раньше было много недобросовестных мастеров. Но после пандемии многие пошли получать эту профессию как способ заработка быстрых денег — на случай, если произойдёт новый карантин. К сожалению, пандемия породила у людей мнение, что специалист может взять свой чемоданчик и расположиться на кухне со своим “стерильным” инструментом, — сетует Дмитриева. — Более продвинутые мастера пробуют снять кабинет или квартиру с подружкой, чтобы сделать салон на дому с профессиональным оборудованием. Да, с приходом самозанятости они могут оказывать услугу, но мы не видим, соблюдают ли они нормы СЭС и формируют ли чеки об оказании услуг клиенту".
С самозанятыми парикмахерами немного по–другому: им сложнее оборудовать кабинет, поэтому они зачастую работают в коворкингах. Но это не всегда удобно, например можно столкнуться с проблемой занятых моек. Сервис в коворкинге также иногда страдает.
"Есть те, кому подходит такой формат. Часто это “некомандные игроки”. Но большинству людей всё же нужны правила и дисциплина. Мастера возвращаются в салон, потому что он берёт на себя большую нагрузку по рекламе и сервису. При этом заработок специалиста не страдает. Например, у нас есть те, кто уходил из найма и пробовал поиграть в предпринимателя", — рассказала руководитель салона Ateri.