Уроки труда: нанимать мигрантов в Петербурге стало сложнее и дороже

Автор фото: Ермохин Сергей

Экономика Петербурга пока не может обойтись без мигрантов. Но привлекать их становится всё сложнее, а платить приходится всё больше. Так что снижать зависимость от иностранной рабочей силы в любом случае придётся.

На прошедшем Восточном экономическом форуме президент РФ Владимир Путин обратил внимание на тему трудовых мигрантов. "Очень важно, чтобы не было раздражителя какого–то со стороны этого миграционного притока", — заметил он. И добавил, что "может быть, и не потребуется такого большого притока иммигрантов, если мы будем вводить новые технологии, которые не требуют большого количества работников".
Впрочем, пока избавиться от потребности в иностранной рабочей силе не удаётся. На фоне рекордно низкого уровня безработицы заменить мигрантов на не самых популярных и денежных рабочих местах попросту некем.

Договориться с "баями"

Один из самых высоких уровней кадрового дефицита на сегодняшний день ощущается в строительной отрасли. Как отмечает ведущий эксперт проектно–учебной лаборатории кадрового обеспечения экономического развития НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге Ольга Коротеева, у стройки высокий мультипликативный эффект. Сфера поддерживает множество сопутствующих отраслей. Это позволяет обеспечивать довольно высокие темпы строительства, предоставлять гражданам возможность льготной ипотеки.
"Потребность в трудовых мигрантах — это общемировая тенденция. На сегодняшний день страны вступают в международную конкуренцию за них. Однако важно оценивать экономический эффект. В долгосрочной перспективе, исходя из нашей аналитики, миграционный поток будет снижаться, поэтому вкладывать деньги в глобальную конкуренцию за иностранную рабочую силу может оказаться невыгодно", — отмечает Коротеева. По её мнению, решить проблему с кадрами может помочь повышение престижа рабочих профессий среди жителей Петербурга, а также развитие межрегиональной вахты.
В большинстве крупных строительных компаний от авторизованных комментариев по теме отказались, однако в целом участники рынка единодушно говорят, что строительная отрасль Петербурга критически зависит от трудовых мигрантов. "98% тех, кто непосредственно работает на стройке, — мигранты. Россияне — это геодезисты, менеджеры–закупщики, инженеры авторского надзора и прорабы", — рассказывает Максим Павельев, предприниматель, занимающийся привлечением персонала в строительной отрасли.
Простые рабочие в основном приезжают из Узбекистана и Таджикистана. Периодически на стройках появляются граждане КНДР.
"Граждане России на стройку не рвутся. В Петербурге русских рабочих просто нет", — подтверждает глава одной из строительных компаний.
"Одному моему знакомому, работающему на крупный строительный холдинг, пообещали бригаду русских рабочих из Сибири, — приводит пример Максим Павельев. — Он потратил 500 тыс. рублей на то, чтобы их привезти и дать им аванс. Приехали 10 человек — ничего не умеют, ничего не понимают, слоняются без дела и попивают по вечерам. Сейчас он срочно ищет им замену".
Участники рынка говорят, что расходы на выплаты персоналу в ближайшее время могут вырасти на 5–10%. Сейчас квалифицированный рабочий получает около 100 тыс. рублей в месяц. Высококвалифицированные специалисты зарабатывают 150–200 тыс. Отдельная специализация у мигрантов — организация и сопровождение деятельности своих бригад. Таких бригадиров на стройках называют "баями". "Он условно заработал 1 млн рублей за выполненную работу (из расчёта 5 тыс. рублей за кубометр заливки бетона), людям заплатил 500 тыс. (по 70–80 тыс. на человека), остальное забрал себе, — рассказывает Максим Павельев. — Но он несёт всю ответственность за своих работников, оформляет им патенты, привозит и т. д.".

Дубай интереснее

Часто можно встретить мнение, что мигрантам в последнее время стало менее удобно работать в России из–за волатильности курса рубля и сложностей с денежными переводами. Кроме того, каждый год повышается стоимость трудового патента. Эти факторы влияют на снижение потока. Жителям Таджикистана и Узбекистана стало невыгодно трудиться в России, поскольку жизнь здесь дороже, чем в их родных странах, а доходы примерно одинаковы. Гораздо интереснее рассмотреть занятость в потребительском секторе Бали или Дубая. Однако по этому поводу мнения экспертов разделились.
"Мигранты убегают. При таком курсе рубля им выгоднее у себя работать. Либо они просят значительно больше денег, а это уже теряет экономический смысл для нас", — говорит глава строительной компании. "Такого, чтобы мигранты собирались и уезжали, нет. Стройка — одна из немногих стабильных отраслей, где есть зарплата", — возражает другой топ–менеджер.
Максим Павельев считает, что падение курса рубля не сильно повлияло на ситуацию. "Больше влияет сезонность. Зимой мигранты не очень хотят работать, они уезжают, а летом опять приезжают. Либо на зиму ищут другую работу — в помещении. Отделка квартир для них лучший вариант. А вязать арматуру лучше на солнышке. Зимой — снег, вьюга, а деньги те же", — поясняет он.
На этом фоне интересно прозвучало предложение федерального бизнес–омбудсмена Бориса Титова о привлечении на российский рынок труда граждан стран дальнего зарубежья. По его мнению, мигрантов из некоторых визовых стран стоило бы приравнять к тем, кто в визах не нуждается. Это значит, что вместо разрешения на работу они смогли бы покупать трудовые патенты, что существенно облегчило бы процесс найма.
Ольга Коротеева обращает внимание, что в лёгкой промышленности в швеи уже сейчас активно привлекают индийцев. "В Индии такую работу выполняют мужчины, поэтому она для них привычна. Граждане южной страны более мотивированы, они согласны на удлинённый рабочий день, что выгодно для работодателя", — говорит она.

Гостями дорожите

Ещё одна крайне зависимая от мигрантов сфера — жилищное хозяйство. По оценке, которую несколько лет назад приводила компания "Альянс", помогающая в трудоустройстве иностранцев, до пандемии коронавируса порядка 70% занятых в коммунальной сфере Петербурга составляли граждане других государств. Несмотря на волны оттоков, их доля остаётся существенной.
Как указывает руководитель регионального центра НП "ЖКХ Контроль" в Петербурге Алла Бредец, в штатах управляющих организаций почти 80–85% дворников — это мигранты. Вместе с этим в рамках проведения "снежной реформы" и передачи обязанностей по уборке внутриквартальных территорий в руки районных жилищных агентств наблюдается переток работников из управляющих компаний в жилищные агентства (РЖА). Условия там предлагаются лучше, но и требования выше.
Как сообщили "ДП" в жилищном комитете со ссылкой на данные районных жилагентств, набор кадров идёт по плану и на 12 сентября укомплектованность дворниками составляет 80%, механизаторами — 70%. Порядка 47% из принятых в штат дворников составляют иностранные граждане. Среди механизаторов их около 11%.
Теоретически при дальнейшем резком падении рубля гражданам других государств может оказаться крайне невыгодно работать в России, в результате чего Петербург рискует остаться без значительной части дворников, полагает Алла Бредец. А индексации выплат препятствует и социальная сторона вопроса.
"Сейчас говорится, что при той зарплате, которую предлагают управляющие организации, дворники работать не хотят. А формируется эта финансовая составляющая УК за счёт взносов собственников помещений в домах. И если взносы на уборку земельных участков и мест общего пользования не будут меняться, то, конечно, притока кадров не случится, а их продолжит становиться только всё меньше и меньше", — объясняет эксперт.

Водителей ожидают

Сколько иностранцев работает в такси, сказать сложно. Данные о гражданстве самих шофёров в реестры недавно созданной ФГИС "Такси" не заносятся, а крупные игроки рынка неохотно делятся "чувствительной информацией".
Тем не менее доля занятых в отрасли иностранцев всё–таки несколько снизилась на фоне текущих условий, полагает исполнительный директор ассоциации "Национальный совет такси" Наталия Лозинская. Также она отмечает, что в регионах мигрантов–водителей меньше, чем в столичных городах. В случае их резкого оттока сложности на рынке возникнут, но отрасль не обрушится. "Всё равно на работу придут россияне. Мы почувствуем дефицит, но в меньшей степени. Компании принимают соответствующие меры: поднимают зарплаты или снижают ставки на аренду машин, начинают действовать на привлечение сотрудников", — добавляет она.
В ресторанном бизнесе иностранные граждане раньше часто занимали должности мойщиков, уборщиков, выполняли хозяйственные работы, делали заготовки продуктов. Это достаточно тяжёлый труд, а люди восточных национальностей, как показывает практика, более выносливы. Им под силу выполнять такую работу в течение десятичасовой смены.
"HoReCa за долгие годы “подсела” на доступную по оплате рабочую силу. В последнее же время мы вынуждены были несколько раз индексировать зарплаты сотрудникам, — признаётся владелец The Buddy Cafe Андрей Александров. — У нас за полгода ФОТ вырос на 30%, а жалованье рабочим мы поднимали трижды. Сейчас “итальянцы” (как мы называем рабочих из ближнего зарубежья) не идут на низкие зарплаты, они просят те же деньги, что и персонал с высоким уровнем квалификации". По мнению Александрова, чтобы стимулировать поток мигрантов в Россию, нужно улучшать условия труда, а также снижать стоимость патента на работу.
Впрочем, есть и те, кто не считает нехватку мигрантов проблемой. Юлия Слюсарь, HRD сервиса доставки еды Dostaевский, рассказала "ДП", что среди сотрудников и партнёров, работающих под их брендом, есть небольшая доля иностранных граждан. Как правило, они занимают должности поваров и курьеров. "Несмотря на миграционный отток, мы с партнёрами продолжаем закрывать вакансии в комфортные для нас сроки с привлечением российских граждан", — поделилась она.
Судя по числу действующих патентов, говорить о спаде миграционных потоков не приходится. Мы вышли на цифры выше пандемийных. Число мигрантов из дальнего зарубежья, приезжающих по визам, которые должны иметь разрешение на работу, сократилось по сравнению с 2020 годом, но сейчас тренда на снижение нет. Многие стали приезжать из Индии и Китая. Главные факторы, воздействующие на миграционный приток, — экономический и геополитический. Волатильность курса валют не стимулирует приток в первую очередь из Узбекистана, который ранее поставлял большое количество мигрантов. С Таджикистаном проще, их курс валют завязан на рубль. Мы строим единый рынок труда СНГ. Необходимо выйти на единые образовательные, профессиональные стандарты, единый подход к вопросам социального, медицинского и пенсионного страхования. Пока эти вопросы решены только с Белоруссией. Есть модельный Трудовой кодекс СНГ, модельный миграционный кодекс — на платформе этих законов нужно двигаться дальше. Бороться с миграцией бессмысленно, но необходимо управлять процессом. При рассмотрении кандидатов на вакансии приоритетом обладают граждане России. Для привлечения их на рабочие специальности город улучшает условия труда. В сфере пассажирского транспорта повысили зарплаты, обновили автобусы, троллейбусы и трамваи. Это привело к сокращению дефицита работников, среди них возросла доля петербуржцев.
Дмитрий Чернейко
председатель комитета по труду и занятости населения Санкт–Петербурга
У нас в прошлом году, по официальным данным, числилось около 350 тыс. трудовых мигрантов. Реально, скорее всего, их значительно больше. Я не удивлюсь, если их полмиллиона или даже 750 тыс. Когда мы говорим о динамике притока и оттока мигрантов, всегда важен баланс. Отрицательный баланс, вызванный пандемией и закрытием границ, нанёс большой ущерб экономике города и в ряде отраслей создал дефицит. Насколько можно судить, в настоящее время этот баланс положительный, то есть приток превышает отток. Однако он не достиг допандемийного уровня однозначно. Можно выделить три большие проблемы: межнациональные отношения, учёт и контроль жизнедеятельности мигрантов в целом и отдельно условия их проживания. Насколько я знаю, в Петербурге озаботились условиями жизни мигрантов, работающих на стройках. Власти призывают строительные компании создавать для них общежития и т. д. Точка зрения, что мигранты занимают рабочие места россиян и надо от этого отказаться, — либо наивная, либо очень лицемерная и безответственная. Трудности, которые мы можем ожидать в ближайшее время, связаны с тем, что, если мигранты разочаруются в нашей экономике или увидят политические угрозы, они уедут. Но в отличие от пандемии, когда всё происходило очень быстро, осознание этих экономических и политических угроз происходит с неким временным зазором. Поэтому это наступит не сразу.
Владимир Сократилин
исполнительный директор консалтинговой компании "Решение"
Даже после повышения зарплат и предоставления серьёзного социального пакета нашлось не очень много желающих работать в ЖКХ, потому что работа тяжёлая. А сейчас также есть отток мигрантов в связи с тем, что ослаб рубль. И даже та зарплата, которую предлагают сейчас с учётом её повышения в прошлом году, мигрантам оказывается невыгодна с нынешним курсом доллара. При этом в ТСЖ работникам всегда предлагают более хорошие условия и зарплату, поэтому в них как таковых проблем с дворниками, как правило, нет, люди могут работать там годами и десятилетиями. Жилкомсервисы изначально пытаются на всём экономить, и мы видим, к чему это приводит, — просто не выполняются работы: подъезды не убираются, сети и фасады не ремонтируются. Все ждут капитального ремонта, хотя у нас же ещё должны проводиться и работы по текущему содержанию домов. Недовольство жителей никуда не девается, и оно связано в том числе и с нехваткой рабочих рук.
Гульнара Борисова
президент Санкт–Петербургской ассоциации собственников жилья и их объединений