Саркофаг и раку Александра Невского перевезут из Эрмитажа в лавру до 12 сентября

Автор фото: Александр Коряков / "КоммерсантЪ"
Саркофаг и рака Александра Невского в одном из залов Государственного Эрмитажа.
К началу следующей недели в Петербурге состоится транспортировка серебряного и внутреннего деревянного ковчега, которые входят в ансамбль гробницы Александра Невского.
Как утверждает со ссылкой на источники издание "Фонтанка", саркофаг и серебряную раку перевезут из Государственного Эрмитажа в Александро-Невскую лавру ко дню перенесения мощей святого благоверного князя, отмечаемого православными 12 сентября. Ожидается, что произведение русского декоративно-прикладного искусства XVIII века будут перевозить в ближайшие выходные.
Перед этим детали перевозки ценного экспоната будут обсуждаться на совещании с представителями музея и Русской православной церкви (РПЦ), а до транспортировки их может освятить Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру — Владимир Гундяев).
Предполагается, что серебряный саркофаг и деревянную раку для мощей Александра Невского установят на втором этаже Благовещенской церкви, который передали РПЦ несколько лет назад. Минувшим летом "ДП" рассказывал об аналогичной процедуре в отношении усыпальницы, расположенной на первом этаже здания: в нижнем храме находятся надгробия с захоронениями полководца Александра Суворова, членов царской семьи и других известных исторических личностей.
О готовности передать серебряный саркофаг Александра Невского в собственность РПЦ представители Эрмитажа сообщили в мае 2023 года. К тому моменту соответствующий приказ Минкульта РФ уже подписал первый замминистра Сергей Обрывалин. При этом изначально предполагалось, что транспортировка может произойти в начале июня.
Позднее директор Эрмитажа Михаил Пиотровский уточнял, что гробница перейдёт в ведение Русской православной церкви на ближайшие 49 лет. Решение передать артефакт церкви глава музея объяснил тем, что с учётом нынешней геополитической обстановки "сакральное значение памятника важнее его художественной ценности", а соединение мощей святого с гробницей на территории Лавры приобретает особый смысл.
Также Михаил Пиотровский отмечал, что главным критерием для судеб памятников культуры является "сохранение предмета в сфере музейного поля или вне его", поскольку любое размещение художественного шедевра в общественном пространстве несёт в себе риск.