Сегодня кейтеринг — это не просто организация банкетов, но и неотъемлемая часть корпоративной культуры, довольно эффективный инструмент маркетинга в бизнесе, а ещё важный элемент индустрии развлечений.
Требования к этой сфере услуг за последние годы сильно изменились, что обусловлено рядом факторов.
Взыскательный заказчик
Во-первых, Петербург неслучайно считается гастрономической столицей. Благодаря развитой ресторанной культуре у людей появилась насмотренность, существенно повысились ожидания в отношении подачи и сочетания вкусов.
Во-вторых, значительно расширилась и помолодела аудитория. Как рассказали "ДП" в Ассоциации кейтерингов и банкетных служб, с одной стороны в этом бизнесе по-прежнему 80% спроса обеспечивает корпоративный заказчик. С другой, в последние годы планомерно растёт спрос со стороны физических лиц.
"Многие кейтеринговые компании понимают, что важно диверсифицировать свой портфель продаж и уделяют достаточно высокое внимание работе с доставкой и обслуживанию частных мероприятий. Клиент с каждым годом становится всё требовательнее. Можно даже отметить такой тренд, как рачительное потребление: заказчики очень взвешенно подходят к бюджетам, а их уровень ожиданий постоянно растёт. Впрочем, это помогает индустрии постоянно развиваться", — отметил президент Ассоциации Кирилл Погодин.
Выбор площадки и подрядчика теперь действительно происходит более осознанно и всё чаще при планировании корпоративного мероприятия или профессионального праздника предпочтение отдаётся именно кейтеринговым компаниям, а не ресторанам. Последние не могут удовлетворить всех потребностей клиентов, так как работают в рамках определённых стандартов: заданный интерьер, ограниченное количество посадочных мест и позиций меню. Кроме того, в большинстве случаев в ресторанах авторской кухни нет возможности одновременно приготовить и вынести блюда на 500 и более человек.
Креативное производство
Для создания безупречного мероприятия необходимо тщательно, буквально пошагово, продумать весь сценарий, начиная от меню, выноса и подачи блюд, оформления зала до внешнего вида персонала, рассадки гостей и организации тематических станций с приготовлением еды на глазах у гостей.
Это подтвердила генеральный директор Caramel Catering Виктория Иванова: "Наша деятельность находится буквально на стыке между ивент-индустрией и авторским рестораном. Но есть ещё один особенный ингредиент. Индивидуальный подход, клиентоориентированность и чёткое следование концепции мероприятия. Этот подход стал нашей движущей силой, помог в короткие сроки выйти за стены родного Экспофорума, где у нас организовано масштабное современное производство, и завоевать народную любовь в городе".
На фото: "Гнездо жаворонка"
К слову, компания Caramel Catering на рынке уже более 20 лет, но первые годы работала исключительно в рамках деловых программ. Сейчас же при выборе подрядчика эксперты её рекомендуют клиентам, в том числе, для проведения светских и корпоративных мероприятий. Своеобразным трамплином для развития и деверсификации стала пандемия. "После стажировок команды шефов в ведущих ресторанах Петербурга и Москвы, мы полностью обновили меню. Мы также создали внутреннюю школу официантов и наставничества. Теперь мы пришли к необходимости рестайлинга. Новый фирменный стиль будет отражать ключевые идеи команды: современность, технологичность, заботу о клиенте и наших сотрудниках", — поделилась Виктория Иванова.
Что интересно, в компании отказались от пакетных предложений, так как массовый кейтеринг на сегодняшний момент довольно широко представлен на рынке. Команда решила сделать акцент на создании мероприятий под клиента, не просто делать еду, а формировать единое позитивное впечатление от события в целом.
Тенденции и значение
Одним из ключевых трендов в кейтеринге является современное прочтение любимых блюд. Например, по словам Виктории Ивановой, можно готовить самые популярные праздничные салаты в виде роллов или эклеры с сытными начинками. Это очень востребовано на корпоративных праздниках, наиболее частыми заказчиками которых становятся крупные строительные и ИТ-компании.
Необычная подача блюд и даже так называемый вау-эффект могут использоваться в рамках деловых мероприятий, например, при встрече партнёров из-за рубежа, когда колорит другой страны, её изысканная кухня интегрируется в концепцию мероприятия. Так, ярким примером стало одно из конгрессно-выставочных событий, где один из дней был посвящён республике Эквадор. После напряжённой работы для участников конференции, среди которых присутствовали первые лица иностранного государства, была устроена эквадорская вечеринка с блюдами национальной кухни. Подобные встречи, когда заморские гости ощущают себя в чужой стране, как дома, востребованы бизнесом, потому что помогают повысить лояльность партнёров, как по отношению к отдельно взятой компании, так и к сотрудничеству с российскими компаниями в целом.
Кроме того, кейтеринг может быть эффективным маркетинговым инструментом в части демонстрации наработок и достижений организации. "Для одной из компаний, специализирующейся на производстве пищевых добавок, мы разработали индивидуальное фуршетное меню с использованием их ингредиентов в представленных блюдах. Гостям было любопытно увидеть в описании к каждому канапе знакомые ингредиенты в новом прочтении", — рассказала Виктория Иванова.
Наконец, кейтеринг всё чаще проникает в категорию B2C, когда ценители высокой кухни получают возможность насладиться не только вкусом, но и действием. Здесь эксперт поделилась ещё одним кейсом. В честь 14 февраля компанией было организовано гастро-арома-видео-иммерсивное шоу, вдохновлённое поэтичной легендой о любви сына богини Венеры Амура к прекрасной девушке Психее. Каждое блюди из меню вносило пикантную вкусовую ноту в происходящее на сцене и сопровождалось напитком, специально подобранным сомелье.
Так, выходя за рамки массмаркета и расширяя тем самым аудиторию, кейтеринг продолжает набирать всё большую популярность. Можно сказать, сегодня это одна из немногих индустрий, которая открыта к экспериментам и где практически нет ничего невозможного.