Обходными путями: антироссийские санкции добрались до третьих стран

Автор фото: Тихонов Михаил
Под занавес прошлой недели Европейский союз дал старт второму десятку санкционных пакетов, утвердив 11–й список запретов и ограничений. На этот раз они напрямую касаются 71 человека и 33 организаций. Таким образом, общее количество находящихся под европейскими санкциями юридических лиц достигло 244, а физических — 1572. Но самое интересное заключается вовсе не в перебирании фамилий и названий компаний.
В документе особо выделен новый "инструмент против обхода", который называется "исключительной и крайней мерой". Касается он не столько России, сколько третьих стран, через которые может осуществляться транзит санкционных товаров, материалов или технологий. Жёсткие ограничения коснутся некоторых компаний, занимающихся экспортом товаров двойного назначения и передовых технологий. "В дополнение к уже перечисленным российским и иранским юридическим лицам теперь это также распространяется на юридические лица, зарегистрированные в Китае, Узбекистане, Объединённых Арабских Эмиратах, Сирии и Армении", — прямо указывается в документе, опубликованном Еврокомиссией.
Уже достаточно давно наиболее распространённой реакцией на санкционные списки со стороны российских комментаторов и официальных лиц является показное пренебрежение. Что ж, слова о "пакете с пакетами" и многочисленные заявления о том, что санкции нас не пугают и не оказывают на российскую экономику ровным счётом никакого влияния, похоже, были услышаны. Авторы санкционных списков осознали, что недостаточно просто запретить ввозить в Россию технику или перекачивать из неё нефть. Нужно ещё и создать своеобразную инфраструктуру для обеспечения работы этих запретов. И если для этого нужно вводить санкции против кого–то ещё, пусть даже связанного с Россией лишь опосредованно, значит, их будут вводить.
Главная интрига — с какой скоростью будет увеличиваться в новых санкционных списках перечень стран, бизнес которых подвергается ограничениям. Ведь если евробюрократы решат действовать последовательно, то рано или поздно им придётся включать туда и европейские компании, заподозренные в неправильном транзите или экспорте. Следующий вопрос — как скоро бизнес начнёт предъявлять ответные претензии и захотят ли подчиняться политическому давлению предприниматели, привыкшие жить в условиях свободного рынка? И на чью экономику в итоге повлияют санкции сильнее?