07:3821 июня 202307:38
9007просмотров
07:3821 июня 2023
Российскому судостроению необходим рывок в будущее, и произойти он может именно в Петербурге. В дни Международноро военно–морского салона перспективы оценил председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик.
Какова роль Военно–морского салона для города и время ли сейчас для таких мероприятий?
— Для Международного военно–морского салона, безусловно, на мой взгляд, сейчас и время, и место. Это демонстрация прежде всего научно–технического потенциала в судостроительной отрасли не только нашего города, но и страны. Проведение такого мероприятия — большая честь для нашего города. Как все мы знаем, Северной столице в этом году исполнилось 320 лет, почти столько же наш город строит военные корабли и гражданские суда и по праву считается родиной Военно–морского флота России. Пётр I заложил проекты и технологии, которые являются основой современного развития и, разумеется, устремлены в будущее.
Тот факт, что в 2023 году МВМС пройдёт в Кронштадте, на территории туристско–рекреационного кластера "Остров фортов", — большой шаг вперёд. Лучшее место, на мой взгляд, трудно представить. Новая площадка создана совместно с министерством обороны России по решению нашего президента и посвящена истории отечественного флота.
Кирилл Соловейчик, председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле
А насколько весомо сейчас судостроение в городской экономике?
— Судостроение — одна из базовых отраслей промышленности Санкт–Петербурга наряду с энергомашиностроением и радиоэлектроникой. Это более 40 судостроительных организаций, пять из которых — головные, восемь конструкторских бюро. И что особенно важно, в силу своих особенностей — сложности и масштаба задач — судостроение аккумулирует вокруг себя компетенции многих предприятий–смежников, поставщиков оборудования. Сегодня судостроение производит 20% всей машиностроительной продукции Петербурга. Прямо сейчас в городе строятся 27 гражданских судов и 34 военных корабля, и над ними трудятся в общей сложности более 60 тыс. человек. Убеждён, это не предел. Индекс промышленного производства стабильно растёт: по итогам 4 месяцев этого года он составил 107,2% к соответствующему периоду прошлого года. А по итогам прошлого года ИПП составил 116%, было спущено девять и заложено десять кораблей и судов.
Что именно и где строится сейчас?
— В среднем предприятия загружены заказами до 2028–2030 годов. Безусловно, судостроение традиционно зависит от объёмов государственного оборонного заказа, при этом в работе большое количество проектов в сфере строительства гражданского флота и морской техники.
Так, на Адмиралтейских верфях реализуют крупный заказ на строительство серии морозильных рыболовных траулеров проекта СТ–192. Проект является частью программы по модернизации российского рыбопромыслового флота. Два траулера уже сданы, на подходе третий и четвёртый.
Кроме того, в марте этого года подписан контракт между Росгидрометом и Адмиралтейскими верфями на строительство научно–экспедиционного судна "Иван Фролов". Судно войдёт в состав флота Арктического и антарктического научно–исследовательского института и станет новым флагманом российской полярной науки.
И, безусловно, Адмиралтейские верфи являются центром неатомного подводного кораблестроения России.
Балтийский завод осуществляет постройку серии из пяти атомных ледоколов проекта 22220. Головное судно "Арктика" и первый серийный ледокол "Сибирь" уже вошли в состав ФГУП "Атомфлот". 22 ноября 2022 года на "Урале" подняли государственный флаг Российской Федерации, а после состоялась торжественная церемония передачи его заказчику.
Средне–Невский судостроительный завод реализует востребованный проект по строительству скоростных катамаранов "Кроншлот" и "Форт Пётр Первый". Оба уже спущены на воду и в нынешнем сезоне навигации будут обеспечивать бесперебойное сообщение между центром Санкт–Петербурга и Кронштадтом.
Нельзя не отметить производственные успехи СНСЗ по постройке серии морских тральщиков проекта 12700 "Александрит". В прошлом году два были переданы заказчику, в этом году спущен на воду ещё один корабль противоминной обороны.
ПАО "Судостроительный завод "Северная верфь" успешно освоило технологию серийного строительства боевых надводных кораблей класса корвет проекта 20380 и 20385, класса фрегат проекта 22350, а также судов тылового обеспечения проекта 23120. Программа строительства кораблей рассчитана до 2027 года. В мае 2023–го Северная верфь передала заказчику военный корабль — корвет "Меркурий".
Судно тылового обеспечения "Всеволод Бобров" проекта 23120
В области гражданского судостроения Северная верфь ведёт серийное строительство рыбопромысловых судов для российских компаний. У верфи имеются контракты на строительство серии из четырёх ярусоловов–процессоров проекта МТ 1112 XL и шести траулеров–процессоров проекта 170701.
Если говорить о стержневой для нас сегодня идее импортозамещения применительно к судостроению: насколько мы отстали и что придётся создавать заново?
— Ставить вопрос так не совсем корректно. Разные периоды в развитии российской и мировой экономики ставят свои задачи и цели.
До 2014 года мы старались максимально встроиться в систему международной кооперации, с 2014–го идёт постепенный процесс достижения технологического суверенитета. Это правильно, но очевидно, что производить абсолютно всё в рамках одного государства невозможно. Такого не было даже в СССР.
Конечно, в первую очередь в советское время за границей, в Польше или ГДР, заказывались гражданские суда. Возможно, в этом сосредоточении усилий собственной промышленности на военном флоте был смысл. Но в новых условиях особенно важен тот факт, что мы развиваем параллельно и гражданское судостроение.
В целом я убеждён, что мы обладаем необходимыми компетенциями и производственными мощностями для импортозамещения в судостроительной отрасли. Проблема в технологиях, скорости выведения продуктов на рынок. К сожалению, у нас пока довольно низкая производительность труда по сравнению с основными нашими конкурентами — Южной Кореей или Китаем. Это обусловлено выстроенными технологическими процессами производства. Постройка современного судна (я намеренно акцентируюсь именно на гражданских, коммерческих судах) ведётся по крупноблочному принципу. Судно собирается из отдельных блоков, и каждый такой блок на лучших верфях весит примерно 12 тыс. тонн. Благодаря тому, что процесс идёт параллельно, производство ускоряется. У нас масса такого блока на отдельных верфях не превышает 300 тонн. Разница очевидна. Это всё равно что сравнивать конвейер с ручным производством.
К сожалению, мы понимаем, что экономика не в нашу пользу. Определённую рыночную нишу в мире мы сможем получить, только если сможем преодолеть это отставание — нам нужны сухие доки, закрытые эллинги, роботизированная сварка. Считаю, что смысл импортозамещения должен быть не только в том, чтобы сделать свой, максимально локализованный продукт. Этот продукт не должен быть штучным и, соответственно, неоправданно дорогим.
Достигнуть этого невозможно без проектного подхода, промышленной кооперации и координации на всех этапах — от конструирования до достройки и оснащения. Исторически наши верфи развивались в другой парадигме и представляют собой сейчас предприятия полного цикла — от и до. Очевидно, что это не оптимальный путь и международная кооперация возникла ведь не на пустом месте. Сейчас предприятиям необходимо не замыкаться в себе, а создавать аналогичные механизмы на национальном уровне. Так, гражданское судостроение сейчас очень нуждается в унификации узлов и оборудования, чтобы под каждый проект, грубо говоря, не приходилось всё изобретать словно заново.
Я знаю, что, например, ОСК уже давно планирует реализовать проект в данном направлении. На прошлом ПМЭФ мы подписали с компанией соглашение о проекте строительства объединённого центра металлообработки, который мог бы работать в интересах многих верфей, тем самым увеличивая производительность труда.
Вам не кажется, что реализация таких задач могла бы стать новой идеей, вектором развития для Петербурга?
— Мне бы очень этого хотелось. Для технологического рывка необходимо научиться работать сообща. И здесь Петербург с нашими производственными возможностями, очень качественными кадровыми ресурсами и научным потенциалом оказывается именно тем местом, где такой качественный переход проще и логичнее всего осуществить. То есть из исторической столицы судостроения, о которой мы говорили вначале, мы реально можем стать центром судостроения будущего. Все предпосылки к этому есть.
Я правильно понимаю, что о переносе верфей за пределы города в такой ситуации речь уже не идёт?
— Сейчас обсуждать эту тему, конечно, не время. Это позиция и моя, и комитета, и руководства города. Когда родина ставит перед предприятиями сегодняшние задачи — именно они в приоритете.
А возвращаясь к Международному военно–морскому салону — сохранение преемственности наших традиций, присутствие российского судостроения в международной повестке для нас очень важно, особенно сейчас. Накопленный петербургским судостроением уникальный опыт, сочетающий мощную научную базу и промышленную практику создания современной военно–морской техники, позволяет нашей стране добиваться непревзойдённых технических характеристик изделий и оставаться одним из ведущих поставщиков на мировом рынке.
Желаю всем участникам МВМС–23 полезных встреч, успешной и продуктивной работы, интересных и масштабных проектов!
Справка:
Международный военно–морской салон "МВМС–2023" пройдёт с 21 по 25 июня в Кронштадте. Организатор — министерство промышленности и торговли Российской Федерации. При поддержке правительства Санкт–Петербурга.
Впервые площадкой проведения салона станут новый Музей военно–морской славы и конгрессно–выставочный центр, расположенные на территории туристско–рекреационного кластера "Остров фортов".
Экспозиция предприятий кораблестроительной отрасли соберёт более 250 ведущих российских и иностранных участников, а на причалах акватории Средней гавани пройдёт демонстрация боевых кораблей, катеров и судов.
“
МВМС–2021 стало подписание трёхстороннего соглашения о сотрудничестве между АО "Адмиралтейские верфи", АО "ОСК" и АО "Армалит", призванного объединить опыт корпорации и крупнейших промышленных предприятий Санкт–Петербурга. В рамках соглашения было запланировано обучение по основным программам профессионального мастерства и дополнительным профессиональным программам. Сегодня участники соглашения успешно реализуют план, намеченный на 3 года: предприятиями осуществляется организация
специализированных тренингов и тестирований по вопросам развития производственной системы и повышения производительности труда. Также предприятия принимают активное участие в конференциях, выставках, семинарах, круглых столах и других мероприятиях по вопросам развития производственной системы, технического и инновационного развития, цифровизации производства.
Предыдущий Военно–морской салон прошёл в режиме ограничений, связанных с ростом заболеваемости коронавирусной инфекцией. Однако это не повлияло на демонстрационную часть мероприятия, не помешало провести ряд встреч с потенциальными поставщиками и партнёрами. В этом году АО "Адмиралтейские верфи" представит свою продукцию на стенде АО "Объединённая судостроительная корпорация". Это модели судна для спасения экипажей аварийных подводных лодок проекта 21301 "Игорь Белоусов" и дизель–электрического ледокола проекта 21181 "Илья Муромец". Предприятие планирует провести встречи с представителями министерства обороны, поставщиками, принять участие в круглых столах и переговорах. С момента проведения МВМС–2021 верфи построили и передали Военно–морскому флоту две подводные лодки проекта 636, заложили два подводных корабля проекта 677, подняли флаг на двух больших морозильных рыбопромысловых траулерах и уникальном научно–экспедиционном судне ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс". В мае текущего года завод заключил очередной контракт с Росгидрометом на строительство нового НЭС "Иван Фролов". АО "Адмиралтейские
верфи" имеет богатый опыт и наработки, которыми может поделиться, и открыто для новых контактов и взаимодействия.
Пресс-служба
АО "Адмиралтейские верфи"
“
Концерн "МПО–Гидроприбор" на МВМС–2023 впервые представит новую разработку — универсальную малогабаритную торпеду (УМТ). Электрическая универсальная малогабаритная торпеда поражает подводные лодки всех типов и отдельные классы надводных кораблей
и судов, а также применяется со всех типов авиационных носителей во всех районах
Мирового океана. УМТ оснащена современной многопроцессорной аналого–цифровой
аппаратурой для обнаружения цели и выдачи команды на её поражение. Торпеда УМТ обеспечивает самонаведение на цель и неконтактный подрыв боевого заряда, поражает цель с различных носителей. Работа торпеды возможна как в автономном, так и в режиме телеуправления при оснащении торпеды телеуправлением с ВОЛС. Кроме того, запланирована презентация
современной гидроакустической станции обнаружения малоразмерных подводных целей "Маяк–С" с улучшенными характеристиками.
Владимир Патрушев
генеральный директор концерна "Гидроприбор"
“
На предыдущем Салоне мы заключили значительное количество бизнес–соглашений, большинство из которых на сегодняшний день реализовано. Это было не самое лёгкое время, пандемия новой
коронавирусной инфекции Covid–19 была в самом разгаре. Полученный нами опыт позволил оперативно переориентироваться на новые направления деятельности и уверенно выйти на новые рынки сбыта. В 2023 году планируем усиливать позиции на рынках дружественных для России стран. В этом году нам исполнилось 10 лет, и это будет заметно везде и во всём. На выставке мы покажем разработки, среди которых будет гидрографический робототехнический комплекс ВИЗИР–700, совместная разработка производственного холдинга КМЗ и Санкт–Петербургского политехнического университета Петра Великого. Он предназначен для патрулирования и разведки в сложных ветроволновых условиях, буксировки гидроакустических кос и специальных устройств,
проведения удалённых осмотровых работ с использованием телеуправляемого
необитаемого подводного аппарата, размещённого на борту. Катер даёт возможность проводить оперативные гидрографические и поисковые работы, промер и оценку рельефа, буксировку гидроакустических специальных устройств в достаточно жёстких погодных условиях эксплуатации.
Анатолий Русин
генеральный директор Кингисеппского машиностроительного завода
“
С прошлого Военно–морского салона состав гостей из–за начавшихся санкций существенно изменился. Но традиционными интересантами нашей продукции, как и раньше, остаются страны Северной Африки и Юго–Восточной Азии. На международных форумах мы всегда работаем совместно с Рособоронэкспортом, который формирует программу встреч и переговоров. На предстоящем Салоне завод на стенде АО "ОСК" будет представлять корвет проекта 20382 "Тигр" и фрегат проекта 22356.
Пресс–служба
ПАО "Судостроительный завод "Северная верфь"