Доступ к кредитам для IT–компаний упростится

Автор фото: freepik.com
С 29 июня вводится обязательная регистрация залога исключительных прав на ПО и базы данных в Роспатенте. Это упростит доступ к кредитам для IT–компаний.
Юрист, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков отмечает, что реестр Роспатента существует дольше реестра аккредитованных IT–компаний Минцифры и в нём правообладатель может задепонировать (зарегистрировать и зафиксировать) программу для ЭВМ. Нужно было регистрировать и передачу исключительных прав на объект.
"Других сделок это не касалось. Теперь, очевидно, это будет касаться залогов. Залоги регистрируют, чтобы повысить доверие к этому виду сделок, а также в случае, если объект особо ценен. Хороший пример — сделки с недвижимостью. Почти все их виды — купля–продажа, дарение, сервитут, а также обсуждаемый ныне залог — подлежат обязательной государственной регистрации. Та же ситуация с товарными знаками. А вот программы для ЭВМ лежали где–то посередине: регистрация добровольная, дальнейшей регистрации подлежит только переход права и только в случае первичной регистрации. Теперь сюда добавились залоги. И, пожалуй, это неплохо", — рассуждает он.
Сергей Котик, директор по развитию GoodsForecast, также приводит аналогию с недвижимостью. Например, при оформлении ипотеки в едином госреестре делается отметка о том, что недвижимость находится в залоге и на неё наложено обременение. "Если в качестве залога банками рассматриваются права на ПО, зарегистрированные в Роспатенте, то логично, что факт залога должен быть учтён Роспатентом, так как это накладывает на правообладателя, то есть заёмщика, некоторые ограничения по пользованию правами и даёт определённые преференции его кредиторам", — поясняет эксперт.
В первую очередь новое правило даст дополнительные гарантии банкам при выдаче кредитов IT–компаниям. Таким образом они смогут убедиться, что кредитор способен вернуть средства.
"Это нужно банкам и другим инвесторам, инвестиции которых потребуют от получателя оных соответствующих гарантий. И если получатель даёт взамен залог исключительных прав, то государственная регистрация повышает доверие инвестора или банка. По идее, можно было задействовать нотариусов. Однако у нас большая страна, нотариусы консервативны, не везде и не всегда идут на эксперименты с непонятными им сделками. А потому Роспатент стал универсальным решением", — говорит Павел Катков.
При этом представители IT–индустрии видят в нововведении как плюсы, так и минусы.
"С одной стороны, это удлиняет процедуру получения кредита. С другой — даёт дополнительные гарантии банку и, как следствие, упрощает IТ–компаниям доступ к заёмным средствам. В масштабах индустрии это может упростить доступ к финансам на развитие бизнеса, так как банки получают возможность применять понятные и хорошо им знакомые инструменты риск–менеджмента", — считает Сергей Котик.
Ольга Звагольская, управляющий партнёр LegalHouse, руководитель инсорсинговых направлений ГК Itglobal.com, подчёркивает, что регистрация залога на ПО — это возможность для многих IТ–компаний пользоваться льготными программами кредитования.
"Сейчас для IT–бизнеса есть привлекательные условия по привлечению финансирования на льготных условиях, но доступны они только крупному бизнесу, у которого в целом и так всё хорошо. А вот среднему и тем более малому бизнесу получить льготный кредит очень сложно, потому что все эти программы подразумевают залог", — объясняет она. Также Звагольская напоминает — ранее уже сообщалось, что в планах у государства дать доступ к льготным программам под залог интеллектуальной собственности, чтобы расширить количество участников подобных программ.
Кристина Селиванова, руководитель юридической службы СКБ "Контур", замечает, что в любом случае рискуют обе стороны — и банки, и IT–компании. Залогодатель может лишиться прав на созданный объект интеллектуальной собственности, а залогодержатель — столкнуться с невозможностью реализовать предмет залога. К моменту обращения взыскания на предмет залога его стоимость может существенно снизиться или сервис вовсе утратит свою актуальность.
"Риски видятся также в необоснованно заниженной оценке стоимости прав. Или, наоборот, завышенной, когда кредитор заведомо не сможет удовлетворить свои требования в результате реализации предмета залога. Процесс развития программы предполагает модификацию и расширение функциональных возможностей, что никак не препятствует правообладателю зарегистрировать новую версию программы или базы данных при уже имеющемся залоге на предыдущую версию. При этом новая функциональность может существенно увеличить стоимость объекта. Но в руках кредитора остаются права на предыдущую версию того же продукта и никакой эксклюзивностью они не обладают", — описывает ситуацию эксперт.
Практика показывает, что больший интерес для банков представляет комплексное обеспечение с участием материальных активов. Продукт творческого труда какого–нибудь стартапа без имени сам по себе вряд ли станет для банка привлекательным объектом с хорошей ликвидностью. Сергей Котик замечает, что в новых правилах не идёт речи о принципах оценки. Но банки могут применять дисконт, исходя из предполагаемой ими ликвидности того актива, который выступает залогом.