Надо предлагать будущее: как удержать сотрудников в эпоху дефицита кадров

Автор фото: Freepik

Выражение "рынок соискателя" всё прочнее утверждает позиции — и статистика этому лишь способствует. Так, по данным опроса Центробанка РФ, являющимся базой для "Мониторинга предприятий", обеспеченность работниками в I квартале 2023 года снизилась до минимального значения за историю наблюдений. В такой ситуации удержать специалистов становится важным условием бесперебойной и эффективной работы бизнеса.

"Объясняется это просто: работодателям сейчас проще, дешевле и стратегически выгоднее заниматься развитием персонала, чем уходить в постоянный поиск новых работников, которыми нужно замещать освободившиеся места тех, кто покинул компанию, потому что был чем-то недоволен, — говорит Мария Бузунова, руководитель пресс-службы hh.ru Северо-Запад. — Бережное отношение к людям, помощь в развитии их потенциала внутри компании, хорошие условия и оплата труда позволяют сокращать отток персонала".
Известный российский хедхантер, карьерный консультант топ-менеджеров, автор книг по карьере и поиску персонала Ильгиз Валинуров считает, что удержание талантливых специалистов сегодня во многом зависит даже не от интересных программ, разработанных предприятием, будь то геймификация или KPI.
Самую большую мотивацию для сотрудника имеет отношение к нему его руководителя, — уверен Ильгиз Валинуров. — Именно правильные коммуникации, диалог, выстроенные отношения с руководителем являются самой ключевой нематериальной мотивацией для подчинённого: если он чувствует к себе уважение и понимает, что он развивается внутри компании. Как только человек перестаёт развиваться, ему становится неинтересно. И никакие фитнесы, геймификации, бонусы и прочее не смогут его удержать".
Стратегическим элементом выживания бизнеса становится забота о сотрудниках, подтверждает Мария Бузунова. При этом у работодателя сегодня широкий выбор вариантов нематериальной мотивации. "Для начала руководству было бы полезно проанализировать текущую ситуацию в компании, честно ответить себе на вопрос, какие факторы работы и поддержки сотрудников (если они вообще есть) оставляют желать лучшего и есть ли они вообще (по сравнению с конкурентами). И после такого анализа для начала постараться максимально убрать демотивацию", — рекомендует руководитель пресс-службы hh.ru Северо-Запад. Более конкретно это означает: проводить больше неформальных встреч, больше говорить о результатах — и научить их замечать, устраивать "дни тишины" без онлайн-конференций, говорить слова поддержки и проводить индивидуальные встречи с сотрудниками.
Сегодня важно слушать и слышать работника. И особенно этот навык важен в "охоте" за талантливыми специалистами.

Не больше, а лучше

Ильгиз Валинуров говорит, что самым сильным специалистам на рынке сегодня нужно предлагать будущее. "И у каждого кандидата оно своё: для кого-то важно заработать больше денег, для кого-то расширение функционала, для кого-то развитие. Как об этом узнать? Просто задавать вопросы — не надо за сотрудников будущих додумывать, догадываться и тем более предлагать им на выбор 20 каких-то пунктов того, что ваша компания может предложить. Выясните, что для человека важно, — и предложите именно эти три пункта, не надо 10 или 20. И тогда кандидат ваш".
Нужно понять потребности работников и соискателей, говорит Мария Бузунова. "Так, молодёжь сейчас не хочет "умирать на работе" даже за большие деньги. Приоритеты изменились: между зарплатой и атмосферой в компании они выбирают последнее. И будут правы: деньги не стоят потерянного здоровья, ведь всё, что заработаешь, потом придётся тратить на лечение и восстановление. В связи с этим если компания ищет молодого сотрудника, то, возможно, в описании вакансии стоит упомянуть важные элементы для этой категории работников: возможность удалёнки и гибкий график", — объясняет эксперт.
Автор: Freepik
HR-бренд, хоть и является must have, не работает сам по себе. "На мой взгляд, на рынке труда уже достаточно давно сложилась ситуация, когда компаниям для сохранения кадров, особенно высококвалифицированных, уже недостаточно просто достойного уровня зарплаты, а ДМС и оплата спортзала давно стали нормой, чем-то самим собой разумеющимся, — говорит Дарья Кашина, директор по маркетингу "Делового Петербурга". — Соискатели обращают внимание и на другие "бонусы", которые может представить работодатель".
Бизнес, который помогает реализовывать "программу удержания и привлечения сотрудников", также отмечает рост интереса предпринимателей к своему предложению. "Нематериальная мотивация в нашем зале — основной инструмент создания и поддержания здоровой атмосферы в коллективе. Это касается не только сотрудников, но и клиентов, — отмечает Вера Попретинская, управляющая залом BackStage CrossFit. — Мы постоянно проводим различные спортивные мероприятия, тимбилдинги, обучения и т. д. Все они освещаются в наших соцсетях и находят отклик коллег из разных уголков России и мира. А это, пожалуй, свидетельствует о том, что нематериальная мотивация становится популярнее и востребованнее".
С другой стороны, следует различать программы, которые важны для развития бизнеса, а также личностного и профессионального роста самого сотрудника. Впрочем, здесь есть и "зоны совпадения интересов".

Обоюдовыгодный выигрыш

Сегодня бизнесу необходимо развитие soft skills, когнитивных навыков, говорят эксперты. Это отчасти утверждает и закрепившийся в обществе тренд на непрерывное обучение в течение всей жизни. Поэтому сегодня появляются образовательные проекты для бизнеса "на стыке" нескольких дисциплин. Так, например, онлайн-школа English Mind предлагает параллельное изучение английского языка и занятия по майнд-фитнесу. При этом есть различные уровни — в зависимости от потребностей конкретной компании.
Благодаря тому что сотрудники одновременно "прокачивают" когнитивные функции мозга и более продуктивно осваивают новые необходимые знания, времени на сам процесс изучения уходит в разы меньше, — рассказывает создательница English Mind Марина Зыкова. — По нашим исследованиям, на изучение нового материала уходит в 1,5-2 раза меньше времени. А повышение нейропластичности делает человека более эффективным в его повседневной жизни — в том числе при осуществлении рабочих процессов: он в состоянии молниеносно концентрироваться, память работает отлично, что и улучшает его личное самоощущение, и позитивно сказывается на выполнении обязанностей. То есть такое комбо — изучение английского и майнд-фитнес — помогает бизнесу получить своего рода "волшебную таблетку" в решении задач своего развития".
Марина Зыкова, создательница онлайн-школы English Mind
Мария Бузунова отмечает, что запрос на изучение иностранных языков со стороны сотрудников действительно есть. "Но он, как правило, не входит в топ-5 наиболее важных элементов поддержки со стороны работодателя и находится на 6-м месте. Но при этом если у работников есть возможность получить скидку на обучение, получить компенсацию за обучение или даже пойти на корпоративные бесплатные курсы — это однозначно усилит бренд компании в восприятии человека", — отмечает она.
Этим инструментом активно пользуется и "Деловой Петербург". "На мой взгляд, обучение иностранному языку сотрудников для компании это такой вариант win-win: и сотрудники довольны, и компания получает специалистов, которые постоянно развиваются за счёт построения новых нейронных связей, а также готовы без проблем взаимодействовать с иностранными партнёрами", — говорит Дарья Кашина.
Как раз для тех компаний, которые ориентированы на работу с другими странами, иностранный язык становится рабочим инструментом — и здесь корпоративное обучение позволяет поддерживать его в хорошем состоянии. То есть является не мотивирующим фактором, а неким техническим моментом, уточняет Ильгиз Валинуров.
И яркий пример в подтверждение приводит Вера Попретинская: "Английский язык — must have для нашей команды с момента основания зала. Он является универсальным "объединителем", ведь специфика BackStage CrossFit — американская методология тренировок (CrossFit). Когда все названия упражнений, обучение и сертификация на английском, обойти язык стороной просто не получится. А ещё он необходим для работы с иностранными клиентами".
Автор: Freepik
Марина Зыкова замечает, что спрос на корпоративное обучение вырос, несмотря на текущую ситуацию, — и это во многом благодаря интеграции майнд-фитнеса в программу преподавания английского языка. Высок запрос со стороны компаний, ориентированных на инновации, но также весомую долю в числе заказчиков составляют предприятия, которые понимают значение инвестиций в развитие своего персонала.
Новые вызовы предполагают больше гибкости со стороны бизнеса. Когда деньги перестают быть основным мотивирующим фактором для привлечения и удержания специалистов, необходимо перестраиваться и создавать новую формулу стабильности коллектива.