Магазины косметики почти безболезненно нашли замену импортным товарам

Автор фото: Сергей Коньков
По данным NielsenIQ, за последний год выбор непродовольственных товаров в торговых сетях сократился на 16,2%. Однако магазины косметики сокращения ассортимента не наблюдают, хотя и признают, что он сильно изменился.
Начиная с марта 2022 года с российского рынка ушло более 40 компаний–производителей, среди них крупнейшие косметические корпорации. Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская отмечает, что в результате на полках магазинов значительно увеличилась доля продукции российских компаний. Кроме того, стало больше поставок из дружественных стран (Турция, Иран, Китай).
"Количество SKU у многих ретейлеров даже выросло. Доля российских брендов в ассортименте — от 20 до 30%, в зависимости от формата и ценового сегмента. Но вот премиальный сегмент пострадал очень серьёзно, поскольку замены иностранным игрокам среди отечественных брендов или импортных из других стран пока нет. Здесь ассортимент сократился на 30–50%. Очень пострадала парфюмерия, где традиционно у российских производителей были слабые позиции", — подчёркивает эксперт.
Директор по аналитике исследовательской компании NTech Леонид Ардалионов замечает, что в целом и по отдельным группам категории бытовой химии, косметики и средств гигиены за год сохранили объёмы продаж. В некоторых группах, по данным гибридной потребительской панели NTech, произошло существенное сокращение SKU на витрине. В группе "Уход за кожей" сокращение составило 10%, в группе "Очищение кожи" — 14%, в группе "Уход за волосами" — почти 17%.
В пресс–службе "Золотого яблока" корреспонденту "ДП" рассказали, что за 2022 год общее количество брендов по сети удвоилось и достигло 3 тыс., а количество SKU — около 120 тыс. Сейчас количество SKU уже превысило 140 тыс. Ретейлер продолжает расширять ассортимент, в планах к концу 2023 года довести количество брендов до 6 тыс. Доля российских брендов за год увеличилась с 13 до 20%.
"Больше всего нас коснулись американские санкции, которые фактически наложили эмбарго на всю косметическую и парфюмерную продукцию из этой страны. Поэтому если товарный знак бренда принадлежит США или производство находится в этой стране, то он, к сожалению, напрямую отгружаться в Россию не может. Плюс, конечно, есть пакеты санкций от Евросоюза, которые на данный момент ограничивают ввоз парфюмерно–косметической продукции стоимостью от 300 евро. Но таких позиций у нас было не много", — сообщили в "Золотом яблоке".
В компании добавляют, что помимо законодательных актов, которые ограничивают поставки из других стран, есть ещё санкции социальные — когда в зарубежных странах начинается давление со стороны общества на бренды, сотрудничающие с Россией. И эти санкции оказывают куда большее влияние, чем политические.
В 2022 году "Магнит" поставил на полки около 400 отечественных новинок. Доля отечественной косметики, бытовой химии и средств гигиены в ассортименте розничной сети по итогам 2022 года достигла 50%. Аналитики "Магнита" прогнозируют, что по итогам 2023 года отечественные товары могут занять до 60–70% полок в этих категориях. Этому способствует растущий спрос на российские позиции, импортозамещение и активное развитие собственных торговых марок (СТМ).