На российском рынке нет альтернативы сервисам управления проектами

Автор фото: freepik.com

Больше половины IT–компаний продолжают использовать иностранные продукты для управления проектами. В России нет полноценных аналогов.

Согласно данным опроса, который провела компания iFellow, 61% российских IT–компаний до сих пор используют зарубежные решения для менеджмента проектов. Наиболее популярное — Jira, которой пользуются 53% опрошенных компаний. Также среди популярных инструментов были названы Monday и Trello. 25% компаний заявили, что пока не планируют переходить на российские продукты. 23% признались, что не видят на рынке аналогов с достаточной функциональностью. Однако 39% отметили, что уже перешли на российские продукты. 22% стали использовать "Битрикс24", остальные выбрали "1С:PM Управление проектами ПРОФ", Comindware, "Адванту", "Кайтен", "Яндекс.Трекер".
Марат Залотдинов, технический директор "Имба ИТ", замечает, что Jira, Monday, Trello и другие платформы уже не первый год используются самыми разными компаниями. В основном сервис этих платформ предполагает настройку функционала под себя. Из–за этого сменить их непросто. "Нужно находить нового разработчика и переносить свои настройки, причём произвести миграцию настроек классическим способом не получится", — прокомментировал он.
Сергей Кузнецов, директор московского представительства ITentika, считает, что здесь встаёт вопрос привычки и сборки целой экосистемы продуктов. "Столь мощных решений, а–ля Atlassian, почти нет. Можно сделать склейку нескольких продуктов. Сейчас внутри РФ идёт разработка нескольких подобных систем. Как только выйдут на рынок — будем смотреть на результат. Каждый по отдельности продукт может быть вполне себе живым. Сложно собирать конструктор из нескольких продуктов", — объясняет эксперт.
В 2022 году, когда Jira, Trello, Asana и другие производители продуктов для управления проектами заявили об уходе из России, многие компании всё же начали искать российские альтернативы. "Как пользователи зарубежных решений, мы не могли приобрести новые лицензии или изменить тариф. Работать в бесплатной версии не были готовы — слишком бедная функциональность для сложных IT–проектов. Кроме того, оставался риск полной блокировки аккаунтов. Мы протестировали несколько систем, среди которых YouGile, Weeek, Kaiten, “Яндекс.Трекер”. Полноценного аналога зарубежным продуктам не нашли. Но определили, что для небольших команд, привыкших к Trello, может подойти Weeek, а для ведения крупных сложных проектов вроде наших — “Яндекс.Трекер”", — делится опытом Максим Озеров, директор проектов по аналитике компании Navicon.
Елизавета Бурдина, руководитель продуктового офиса компании iFellow, отмечает, что IT–компании склонны к завышенным ожиданиям и хотят продукт "один в один". "На мой взгляд, в перспективе нескольких лет всем IT–компаниям очевидны риски приостановления поддержки или одностороннего разрыва отношений с зарубежными вендорами. Часть компаний либо уже управляет этими рисками, либо осознанно сторонится", — говорит она.
Дмитрий Гачко, основатель ГК Itglobal.com, считает особенно важным, чтобы российские продукты были конкурентны, не потому что необходимо импортозамещение, а потому что они действительно лучшие на рынке. "Импортозамещение — это временный стимул для инвестиций в развитие собственных решений. Этим стимулом нужно пользоваться, но не базироваться на нём и не строить стратегию развития на этой возможности. Компании, которые производят продукты, не должны связывать своё развитие с политическими причинами и ограничениями", — резюмирует эксперт.