Смена флага: гостиничный рынок Петербурга устоял после ухода международных сетей

Автор фото: Freepik

Отрасль гостеприимства за последний год претерпела значительные изменения из-за ухода зарубежных игроков и сокращения потока заграничных гостей. В новых условиях участники рынка получили возможность для развития собственных брендов.

Трансформация рынка

С весны прошлого года присутствие зарубежных компаний на гостиничном рынке Петербурга значительно уменьшилось. По данным Nikoliers, к началу этого года номерной фонд иностранных операторов сократился на треть. Под их управлением находилось 6,7 тыс. гостиничных номеров, хотя в 2019-м таковых было 9,9 тыс.
Уже на тот момент иностранные игроки управляли лишь четвертью всех номеров в гостиницах 3, 4 и 5 звёзд. В результате продажи структуре АФК "Система" шести отелей Radisson доля иностранцев сократилась ещё на 43%. Рынок также покинули Sokos Hotels, Marriott International, InterContinental Hotels Group, Four Seasons Hotels and Resorts, Top International, Kempinski и Best Western Plus.
В то же время после отказа международных игроков от бизнеса в России отели продолжили работать, а их владельцы получили новые возможности.
"Уход ряда иностранных компаний открывает пространство для развития локальных операторов и появления новых игроков. Российские отельеры обучались и развивались на базе знаний международных операторов, поэтому в нынешней ситуации у девелоперов появляется "окно возможностей" для создания новых качественных гостиничных сетей", — отмечает заместитель директора департамента стратегического консалтинга Nikoliers Евгения Тучкова.
Автор: Freepik

Собственный бренд

Одним из таких примеров стал Crowne Plaza St.Petersburg Airport, после ухода из России британской InterContinental Hotels Group отправившийся в "свободное плавание" под вывеской Airportcity Plaza St. Petersburg. Торговая марка Airportcity St. Petersburg уже давно была зарегистрирована собственником, поскольку отель находится на территории одноимённого многофункционального комплекса, от старого названия взяли слово Plaza.
После ребрендинга компания сохранила большую часть стандартов обслуживания гостей, а взамен ранее действовавшей программы лояльности разработала собственную. Она включает четыре уровня участия и позволяет получать скидки. Отель продолжает работать с MICE-сегментом, развивать отношения как с индивидуальными путешественниками, так и с корпоративными клиентами.
"Мы, безусловно, сейчас являемся непосредственными участниками глобальных перемен на гостиничном рынке. Какими будут эти изменения — зависит только от нас. Сейчас перед нами открылась возможность для создания собственного бренда, улучшения качества и дальнейшего развития", — комментирует генеральный управляющий Airportcity Plaza St. Petersburg Федор Бахвалов.

Изменившиеся потоки

Руководитель Hotel Advisors Сергей Данильченко основными вызовами для отельеров в изменившихся условиях называет снижение турпотоков, трудности с логистикой и ограничения по использованию платёжных систем.
Однако как минимум с сокращением числа туристов участники рынка уже сталкивались после начала пандемии коронавируса. Подсчёты Nikoliers вовсе фиксируют улучшение ситуации. Загрузка отелей Петербурга в 2022 году оказалась больше, чем за два предыдущих года — 54% против 51% в 2021-м и 30% в 2020-м. Положительную динамику также показали средняя цена одной ночи в номере (показатель ADR вырос на 19%) и доходность с номера (RevPAR, +25%).
Автор: Freepik
"Если раньше в низкий сезон основную аудиторию гостиниц составляли бизнес-туристы, то в настоящее время на фоне сокращения делового туризма их частично заменили гости с детьми", — констатирует Евгения Тучкова.
Ориентируясь на ситуацию, команда отеля Airportcity Plaza St. Petersburg обновила меню, разработала специальные предложения для путешественников на автомобиле и семей с детьми. Как отмечают в компании, нововведения для туристов принесли результат — выросло число клиентов, приезжающих повторно.
"Больше изменений уход зарубежных компаний привнёс для отелей, работавших под международными брендами. Но в целом, я бы сказал, многим удалось наладить свои внутренние процессы и заместить большую часть иностранного инструментария", — резюмирует Сергей Данильченко.