06:0029 мая 202306:00
9просмотров
06:0029 мая 2023
Абстрактное и фигуративное в петербургской архитектуре
Культура продолжает развиваться по синусоиде или эволюционной спирали смены парадигм. Результатом является чередование периодов обращения к классике и поиска альтернативного пути. Такими альтернативами были византийский и романский периоды, готика, отчасти иррационалистическое барокко, историзм, ар–нуво, модернизм. Классицистическая же последовательность представлена эпохами Возрождения, рационалистического барокко, классики, классицистического историзма, неоклассики, обращением к классике в ХХ веке — это архитектура Италии и Германии, наша сталинская архитектура и т. д.
Довоенный и послевоенный периоды освоения традиций — один из самых ярких периодов отечественной архитектуры. В Ленинграде и Москве процессы протекали по–разному. Нашему городу свойственна парадигма обращения к традициям. Москвичи всё время апеллировали к Возрождению, но у них много римских аллюзий. В Петербурге же тема Возрождения имела продолжение в своеобычной форме — смешения классицистического ар–нуво, детерминированного неоренессансом, и длящейся традиции петербургской классики и неоклассики, классицистического историзма.
Необходимо отметить градостроительный аспект — обращения к традициям в исторических центрах Ленинграда и Москвы. В Петербурге операциональной единицей являлся периметр, а в московской практике плотность обусловливала уход в римский формат. Постройки этого времени были настолько органично интегрированы в исторический контекст центра — порой удачнее работ дореволюционных предшественников. Н. Баранов, И. Каменский и другие архитекторы той поры авторитеты уже априори.
В конце 1970–х — начале 1980–х годов нас учили, что модернизм — архитектура, свободная от лжи. Но именно наше поколение было первым, кто стал в оппозицию к одному из не самых знаменитых ответвлений модернизма — советскому функционально–технологическому примитивизму. Мы пытались вернуть архитектуру в лоно художественной культуры именно через обращение к традиции.
Нельзя также недооценивать тот факт, что аскеза модернизма вызвана дефицитом материальных ресурсов. Результатом Первой мировой войны явилась экономическая катастрофа — стоимость строительства по сравнению с эпохой ар–нуво обвалилась. По мере роста благосостояния в Европе появляется ар–деко. И вновь после Второй мировой накатывает волна модернизма — ещё более агрессивная. Об экономико–материалистическом аспекте появления модернизма в архитектуре иногда стыдливо умалчивается, в отличие, к примеру, от идеологического, связанного с декретированным построением общества социального равенства.
Сегодня налицо новый глобальный водораздел, связанный с противостоянием дигитального, производного от новых технологий, и традиционного — Евклидова — пространства. Кстати, традиционализм и модернизм пребывают в этой — "устаревшей" — рамке.
Энергия в архитектуре возникает от соединения традиций и новаций. В каждой части города имеется свой сюжет, свой подтекст. Здание должно иметь собственную легенду, оно должно быть срежиссировано.