06:0029 мая 202306:00
15просмотров
06:0029 мая 2023
Руководитель архитектурной мастерской "Студия 17" Святослав Гайкович:
Заканчивается первая четверть XXI века. Стремительно развивается мир, а с ним и молодой город Петербург. Предыдущая история города состояла всего из двенадцати таких вот "четвертей" — временных отрезков, в каждом из которых создавалось что–либо новое и значительное для архитектурного образа нашего любимого города.
Новое в городе далеко не всегда находило свободное место и часто сталкивалось с созданным ранее. Отголоски публичной полемики доносятся из прошлого. Мы можем только предполагать, какие страсти бушевали, когда под руководством Карла Ивановича Росси снесены были десятки домов, мешавших размещению здания Главного штаба. А вот попозже, в конце XIX — начале ХХ века, голоса протестующих стали явственнее. "Несколько лучших сооружений и вовсе исчезли… На месте томоновского Большого театра вдруг явилась чудовищная постройка, состоящая из полдюжины “фасадов”, вроде тех, которые чертятся на первом академическом курсе", — говорили, например, о здании Консерватории члены Общества архитекторов–художников и Комиссии по изучению и описанию Старого Петербурга.
Примерно в таком стиле и даже решительнее о работах зодчих–современников говорят и представители нынешней публики: "Если вам этот город не нужен, не интересен — пошли вон. Поезжайте в эти города, где есть стеклянные пространства, где есть эти бетонные бессмысленные башни. Поезжайте туда, живите там. Мы вас не зовём сюда, мы вас сюда не приглашаем…" Не важно, кто именно это сказал, — кстати, весьма уважаемый человек, добившийся огромного успеха в своем виде творчества, — но в словах этих воплощено мнение большого числа неравнодушных людей, не осознающих, однако, сложности и тонкости формирования облика Петербурга во все времена.
Эти люди размахивают шашками наголо сегодня, как и вчера, когда барокко и ампир давали пространство эклектике, северному модерну и конструктивизму, когда ветшали и разбирались неухоженные постройки, когда требовалось градостроительное переустройство города, как в Париже середины XIX века или в Петербурге начала XXI века. Эти трогательные люди, самоотверженно шагающие под ковш бульдозера, не знают о том, что есть понятие санации квартальной застройки, что кардинально изменились функциональное назначение многих территорий и строительные технологии…
К сожалению, кроме искренних ревнителей прошлого появились деятели, которые переводят специальные профессиональные вопросы в поле зрения правоохранительных органов. Так называемым активистам градозащиты довольно неожиданно удалось заручиться поддержкой Следственного комитета. В ведомстве провели ряд проверок по волнующим градозащитников зданиям, и в итоге в июне прошлого года было возбуждено уголовное дело "о превышении должностных полномочий неустановленными сотрудниками КГИОП". Такая манера защиты гуманитарных ценностей исторического наследия кажется мне неуместной.
Тем временем в обстановке беспрецедентных экономических и политических трудностей зодчие Петербурга, как и во все времена, стараются выполнить свои профессиональные и общественные обязательства перед городским сообществом. Результат этой работы может быть объективно оценён только в следующих четвертях XXI века.