Бастрыкин масштабировал свои претензии к стройке на намыве в Петербурге

Проект северного намыва на Васильевском острове можно назвать самым масштабным из всех, на которые обращал внимание глава СК РФ Александр Бастрыкин, ставший за последний год грозой петербургских застройщиков.

На этой неделе Следственный комитет (СК РФ) возбудил сразу два уголовных дела, касающихся формирования намывных территорий на Васильевском острове (так называемый северный намыв, проект реализует ЛСР). Кроме того, ведомство добилось приостановки строительства.

Место встречи изменить нельзя

Намыв всегда был конфликтной темой в Петербурге. Претензии к проекту есть у жителей Васильевского острова, которым стройка портит вид из окон и причиняет неудобства, а также у экологов. Государственная экологическая экспертиза по северному намыву в настоящее время оспаривается в суде. Активисты писали обращения во все инстанции, призывая на помощь политиков и госорганы. И в этом году внезапно оказались услышаны.
Первым из политических тяжеловесов горячей темой решил заняться депутат Госдумы, лидер фракции "Справедливая Россия — За правду" Сергей Миронов. Он посетил Васильевский остров и встретился с активистами — противниками проекта 12 апреля 2023 года. По итогам визита парламентарий направил запрос генпрокурору РФ Игорю Краснову с просьбой проверить, всё ли законно при создании намыва.
Однако генпрокурора опередил глава СК РФ Александр Бастрыкин. 4 мая он дал поручение петербургскому управлению возбудить уголовное дело, касающееся проекта. Что и было сделано уже на следующий день. Дело возбудили по ст. 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ).
И только после этого в дело вступила прокуратура, правда, совсем не так, как ожидали противники намыва. Она отменила возбуждённое уголовное дело.
Однако Александр Бастрыкин проявил настойчивость. Причём следующий акт противостояния СК и ЛСР оказался не лишён драматургии. 14 мая глава ведомства пришёл на стройку лично и без всякого сопровождения. Охрана посетителя не пустила, служебное удостоверение не помогло. Вскоре Александр Бастрыкин вернулся, но уже с ОМОНом. В итоге вся ситуация получила большой резонанс в СМИ.
Впрочем, громкими заголовками дело не закончилось. СК заново привёл в действие ст. 246, а заодно и ч. 1 ст. 203 УК РФ (превышение полномочий работниками частной охранной организации), а также потребовал приостановки работ. Кроме того, Александр Бастрыкин поручил проверить соблюдение миграционного законодательства и закона об охранной деятельности.
Дальше драма стала напоминать фарс. Прокуратура вновь закрыла уголовные дела, а СК опять их возбудил.
В ЛСР сообщили, что технологические работы, которые велись на стройплощадке, приостановлены. "Сейчас наша компания предпринимает усилия для того, чтобы получить официальное предписание для возможности его обжаловать. Никаких документов от Следственного комитета в распоряжении компании нет", — отметили в пресс–службе группы.
Свои финансовые потери ЛСР пока не оценивала. Но в компании обращают внимание на экологические риски приостановки работ. "Без регулярной проливки на участке образуются пылевые бури, разнося песок по окрестностям. Кроме того, специалисты не закончили строительство ограждающих дамб, из–за чего в Финский залив будет уходить большой объём песка. Это, в свою очередь, приведёт к образованию взвесей. Также на уже частично сформированной территории не исключено возникновение очагов заболачивания", — сообщили в ЛСР.

Настроились на борьбу

Так или иначе, но борьба Александра Бастрыкина (как правило, берущего эти расследования на личный контроль) с нарушениями на петербургских стройках за последний год уже фактически поставлена на поток. Одни только проекты "Группы ЛСР" вызывают вопросы СК уже третий раз за полгода.
В феврале ведомство провело доследственную проверку по планам реконструкции санатория "Сестрорецкий курорт" (что, впрочем, не помешало его сносу). В конце марта СК приостановил демонтаж флигеля на ул. Егорова, 23б, рядом с наб. Обводного канала. В апреле застройщик повторно попытался выйти на объект, но снос опять остановили, после чего было возбуждено уголовное дело против КГИОП.
Градозащитная активность главы СК стартовала в конце мая прошлого года, когда Александр Бастрыкин вдруг заинтересовался сносом четырёх зданий в историческом центре. Формальным поводом для этого стало письмо петербургских депутатов. Под надзор попали манеж лейб–гвардии Финляндского полка на Васильевском острове (застройщик "Легенда"), бани Екимовой на Петроградской стороне (группа "ПИК"), здания Васильевского винного городка на Уральской ул. ("Максидом") и дома Лапина на Рижском пр., 26А (Setl group). Впрочем, это лишь ненамного задержало реализацию проектов. Манеж на Васильевском острове благополучно снесён, на его месте полным ходом идёт стройка. Группа "ПИК" в конце марта получила разрешение на строительство жилого дома.
Впрочем, есть и другие примеры. Летом и осенью 2022 года СК остановил снос дома Шагина на наб. реки Фонтанки, 145, флигелей особняка Салтыковой на Большой Морской ул., 51, дома Басевича на Большой Пушкарской ул., 9А и 7А. На всех перечисленных объектах работы были заморожены, идут судебные разбирательства.
Как говорят участники рынка, подобная активность сильно бьёт по перспективам редевелопмента и реновации исторического центра Петербурга. "Можно много говорить про плохих девелоперов, которые разрушают исторические здания, но если запретить любую работу в центре, то дома разрушатся сами. Денег в бюджете на реконструкцию нет и не будет. За чей счёт тогда делать? “Газпрома”, как предлагали некоторые? Но и у него денег не хватит", — говорит Андрей Тетыш, председатель совета директоров АРИН.
Уже сейчас большинство опрошенных "ДП" застройщиков не жаждут реализовывать проекты в историческом центре. "Во–первых, это достаточно дорого. Любые шаги надо согласовывать с КГИОП, в центре хуже обстоят дела с инженерными сетями, зелёными насаждениями. Есть сложности со строительством паркингов. Во–вторых, взаимоотношения с градозащитниками", — говорит топ–менеджер строительной компании.

Кому срикошетит

Опрошенные "ДП" политологи обращают внимание на то, что активность СК, касающаяся градостроительных скандалов в Петербурге, создаёт головную боль не только строительным компаниям, но и Смольному. Поэтому работа правоохранительных органов в данном направлении может радовать тех, кто желал бы смены городского руководства.
Впрочем, авторизованно комментировать ситуацию большинство из экспертов отказались. По мнению президента фонда "Петербургская политика" Михаила Виноградова, говорить о мотивации публичных персон такого уровня сложно. "Трудно понять, где основное направление активности, где отвлекающие манёвры, а где просто повод для присутствия в текущей повестке", — считает политолог.
За год глава Следственного комитета стал самым неожиданным и влиятельным игроком рынка недвижимости с нестандартным подходом к девелопменту города. Непредсказуемость внимания к проекту со стороны Следственного комитета, сопряжённая с риском некомпенсируемых затрат для застройщика, существенно увеличивает риски для девелопера. Выполнение несвойственных функций контроля за строительством носит внеплановый и экстраординарный характер. Это усложняет работу девелоперов и вносит в неё элемент непредсказуемости, что, несомненно, не самым положительным образом сказывается на рынке. Что же касается намыва на Васильевском острове, то проблема в том, что любые запреты и ограничения, установленные в рамках уголовного дела, не имеют каких–либо сроков и их крайне сложно отменять, так как отменяются они в уголовном процессе.
Дмитрий Некрестьянов
руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро "Качкин и партнёры"
Безусловно, любая остановка работы повышает риски при реализации проекта и серьёзно влияет на затраты по проекту. Сейчас активная деятельность Следственного комитета не лучшим образом влияет на инвестиционный климат Петербурга. В частности, это затрагивает добросовестные компании с опытом реализации сложных проектов, в том числе с объектами культурного наследия, с такими сложными с технический и правовой точки зрения территориями, как намыв или кварталы под реновацию. Новые и слабо прогнозируемые последствия, обременённые ещё и тайной следствия, не решат проблему сохранения наследия Петербурга и только усугубят настороженность инвесторов при реализации проектов в городе. Хотя говорить про исключительность Петербурга тут не совсем корректно, насколько мне известно, подобная практика была и в других регионах.
Елена Бодрова
исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов