С небес на землю: оптимизация бюджета добралась до авиаперевозок

Автор фото: Trend/ Павел Долганов
Росавиация скорректирует перечень региональных авиамаршрутов в обход Москвы, полёты по которым субсидируются из федерального бюджета, объявило ведомство 4 мая. Утром того же дня "Известия" рассказали, что авиакомпании уже отменяют часть рейсов из–за сокращения финансирования — из 9 млрд рублей, заложенных в бюджете на программу, правительство сохранило 7,4–7,5 млрд, сообщают источники издания.
Решение нельзя назвать неожиданным — в условиях мобилизационной экономики гражданским министерствам приходится резать бюджеты. Вот и Минтранс начал оптимизацию. Уже нельзя, скажем, купить билет на ранее "льготный" рейс из Санкт–Петербурга в Тобольск, но, например, в Салехард пока можно.
Нестрашно пожертвовать связью Северной столицы с Тобольском: путешественники, исколесившие Золотое кольцо и теперь желающие посетить развивающийся сибирский туристический кластер, скорее всего, без особых проблем построят альтернативный путь. Но ликвидация зачастую единственного возможного варианта для уехавших из удалённых регионов студентов вернуться домой или добраться до работы для вахтовиков станет гораздо более значительным социальным потрясением.
С другой стороны, с введением санкций программа частично утратила одну из своих неявных задач. Приоритет на получение субсидий отдавался компаниям, готовым возить пассажиров на Sukhoi SuperJet. Но теперь, когда в отсутствие альтернатив авиакомпании вынуждены пополнять парк за счёт российских воздушных судов, дополнительно поощрять их использование становится бессмысленным.
В любом случае сами перевозчики вряд ли понесут ощутимые потери конкретно от ликвидации региональных дотаций — у них даже появится повод переставить высвободившийся флот на более востребованные (следовательно, и рентабельные) маршруты. Но общая перспектива всё равно выглядит тревожно, потому что правительство, похоже, сократит объём и других программ поддержки отрасли, которые помогли ей пережить санкционный удар в 2022 году.