Петербург столкнулся с новыми вызовами при переводе транспорта на газ

Автор фото: "ДП"
Заместитель председателя правления "Газпрома" Виталий Маркелов сообщил, что на природном газе в России ездят около 260 тыс. автомобилей, почти 80% от этого числа составляет легковой и лёгкий коммерческий транспорт. И хотя это число кажется каплей в море на фоне 56 млн машин, стоящих на учёте в ГИБДД по всей стране, газификация транспорта становится всё актуальнее.

Два в одном

Природный газ на транспорте используется в двух вариантах — компримированном (сжатом) и сжиженном. Различия физических свойств двух форм одного и того же вещества определяют сферы их основного применения.
Компримированный природный газ (КПГ) — это сжатое под высоким давлением топливо. Газ поступает на заправочную станцию — АГНКС — по трубопроводу и сжимается на месте. За счёт несложной технологии КПГ получил распространение среди населения. Для хранения КПГ требуются прочные тяжёлые баллоны. Его расход выше по сравнению с бензином, поэтому газовое оборудование занимает значительный объём в багажнике и частично снижает полезную нагрузку авто. Но это компенсируется ценой на заправках, примерно вдвое меньшей по сравнению с бензином.
Для получения сжиженного природного газа (СПГ) применяют специальные установки, охлаждающие топливо до сверхнизких температур, в результате его объём сокращается в 600 раз. Но процесс этот технологически сложный, а заправочные станции требуют специального оборудования для поддержания температуры. Высокий запас хода из–за возможности запастись большим объёмом горючего делает СПГ отлично подходящим для общественного и магистрального транспорта.

Половинчатые успехи

В 2014 году в Санкт–Петербурге приняли программу внедрения газомоторного топлива в автомобильном комплексе, рассчитанную до 2023 года. Несмотря на частично размытые цели, прописанные в документе, вроде "обеспечения снижения уровня негативного воздействия" автотранспорта на окружающую среду и "повышения экономический эффективности" перевозок, часть количественных показателей программы удалось выполнить в срок.
В первую очередь нишей метана в транспортном секторе Петербурга стали автобусы. В 2019 году доля газовых машин в парке крупных городских перевозчиков едва достигала 10%. Но на сегодняшний день, по данным комитета по транспорту, из 3,9 тыс. автобусов в Санкт–Петербурге более 71% работают на природном газе, по большей части на СПГ.
В плане заправочной инфраструктуры результаты более скромные. По данным ООО "Газпром газомоторное топливо", главного игрока на этом рынке, сегодня в Санкт–Петербурге и Ленобласти работают 25 АГНКС, причём только одна из них не принадлежит структуре газовой монополии.
В то же время по планам, изложенным в дорожной карте развития рынка газомоторного топлива, которую Смольный и "Газпром" подписали в 2019 году, к 2023–му только в Петербурге должны были открыться 25 новых АГНКС, а их число достичь 30.
Несмотря на то что строительство газовых заправок субсидируется из федерального бюджета (сумма дотации на один объект ограничена 40 млн рублей), лавинообразного роста числа заправок не наблюдается. Всё потому, что возвести АГНКС можно почти бесплатно, но достаточного количества населения с автомобилями на КПГ нет, газ со станций просто некому продавать. Стоит отметить, что криоАЗС, на которой можно заправиться сжиженным газом, в городе и вовсе единственная.

Предложить дополнительную выгоду

Партнёр Strategy Partners Алексей Волостнов говорит, что развитие газомоторного транспорта напрямую зависит от наличия базовой инфраструктуры и разнообразия линейки авто, для которых этот вид топлива доступен. Чтобы распространить использование метана среди населения, полагает эксперт, можно предложить потребителю дополнительную выгоду (возможно, по аналогии с электромобилями) — бесплатные парковки, льготные кредиты, сниженный налог.
"Плюс такая политика должна быть поддержана автопроизводителями. Речь о широкой линейке доступных моделей и простоте переоборудования. Если каких–то составляющих не хватает, рынок развивается крайне медленно, частные пользователи инертны, тяжело и неохотно меняют своё потребительское поведение, доля рынка такого транспорта растёт медленно", — объясняет Алексей Волостнов.
Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов предполагает, что при развитии необходимой инфраструктуры на газ могут перевести транспорт, например, коммунальных, оперативных служб и других организаций. В то же время, замечает он, территория города весьма привлекательна для девелоперов, поэтому найти свободные участки под АГНКС становится нелёгкой задачей.
"Возможно, потребуются решения властей Санкт–Петербурга и Ленобласти, стимулирующие строительство газовых заправок. Например, снижение части налогов для тех организаций, которые будут строить их на своей территории, могут потребоваться и другие меры", — говорит эксперт.

Неожиданный конкурент

Среди достоинств газомоторного транспорта отмечают экономность и экологичность. Но здесь автомобилям на газе приходится конкурировать с электрокарами, которые пытаются заслужить доверие у населения точно такими же аргументами.
К тому же развитие электротранспорта в России сейчас получает новый толчок — во время кризиса на авторынке, вызванного санкциями и уходом зарубежных компаний, отечественные производители стали массово обещать выпустить собственные электромобили.
Алексей Волостнов соглашается, что в некотором смысле газовые авто конкурируют с электрокарами. И, по мнению эксперта, с высокой вероятностью первые проиграют в этой борьбе в сфере пассажирского и лёгкого коммерческого транспорта на горизонте до 10 лет.
"Автопроизводители расширяют линейку электромобилей (в том числе китайские и корейские игроки, которые в ближайшие несколько лет будут доминировать в России), частные компании в партнёрстве с властями анонсируют амбициозные программы строительства заправочной инфраструктуры для “электричек”. Плюс структуры “Росатома” объявили о планах возведения гигафабрики для производства аккумуляторов. При выходе на полный объём производства экономика будет сопоставимой с импортом с учётом затрат на логистику. Всё это вместе придаст нужный импульс развитию пассажирского электротранспорта, за счёт чего и будет выиграна конкуренция с транспортом на газе", — обрисовывает перспективы аналитик.
Дмитрий Баранов, в свою очередь, не считает, что электромобили угрожают будущему рынка газомоторного топлива. "Использование автомобилей на газе, как и электромобилей, положительно скажется на экологической обстановке, позволит сократить объём выбросов в атмосферу. И автомобили на газе, и электромобили конкурируют в первую очередь с традиционными авто, и если моделей первых и вторых будет больше, то это увеличит выбор для потребителей, быстрее скажется на изменении структуры парка автомобилей в стране", — рассуждает Дмитрий Баранов.