Английский на перспективу: в корпоративном сегменте вырос спрос на языковые курсы

Автор фото: Freepik

Знание английского языка расширяет возможности для развития компании: доступ к большему объёму информации, прямой диалог с заграничными партнёрами — опций много. Корпоративные курсы по его изучению помогают вывести предприятие на новый уровень в части реализации продукта и улучшить HR-показатели. А современные методы освоения языка позволяют повысить скорость достижения результата в разы. Об этом "ДП" более подробно рассказала Марина Зыкова, основатель онлайн-школы английского English Mind.

Английский является языком международного общения, бизнеса и науки — некоторым брендам важны все три пункта для развития. Но при этом насколько распространена практика корпоративного изучения английского? Вырос ли этот сегмент в 2022 году?
— За последние месяцы в России, как ни странно, вырос спрос на корпоративное обучение по разным направлениям. В основном бизнес сейчас выбирает английский язык. Наша школа, к примеру, в декабре 2022 года зафиксировала увеличение популярности курсов английского языка на 21% по сравнению с февралём того же года. В 3 раза вырос спрос на изучение английского именно в формате онлайн. Китайским языком представители бизнеса пока не заинтересовались.
Марина Зыкова, основатель онлайн-школы английского English Mind
Продукт адаптируется под задачи компании? Или есть универсальные программы обучения?
— Основной целью любого бизнеса является получение прибыли через реализацию привлекательного проекта. Так или иначе любая компания выходит на коммуникацию с иностранными поставщиками, клиентами, инвесторами или партнёрами. Отсюда вытекает и самый распространенный запрос — уметь говорить и понимать собеседника. Разговорный английский — это самая универсальная образовательная программа за последние десятилетия. Иногда нам приходится адаптироваться под более узкие задачи. Например, компания производит дисковые пилы и нам необходимо обучить ряд сотрудников конкретной профтерминологии. Для подобного проекта пишется новый образовательный курс.
В последние годы бизнес также активно развивает свою внутреннюю систему мотивации сотрудников, чтобы удержать в штате талантливых специалистов. Нередко многие работники сами изъявляют желание учить английский — кто-то для карьерного роста, другие для саморазвития. А в этом направлении ощутимо развитие корпоративного сегмента?
— Мудрые лидеры всегда используют этот рычаг для мотивирования своего коллектива — инвестируют в развитие людей. Я часто встречаюсь с руководителями, которые заказывают корпоративное изучение английского для персонала, невзирая на то что компания на настоящий момент своего развития не связана с иностранным сотрудничеством. Это очень грамотный шаг, и люди всегда его ценят. Такие курсы для сотрудников также работают на усиление бренда и его позиций на рынке.
А есть ли отрасли, которые сегодня наиболее активны в изучении английского?
— Любой бизнес чувствителен к технологическим инновациям. И если говорить именно о последнем десятилетии, а не годе, то тут важно отметить, что наиболее восприимчивым сектором экономики сегодня является промышленность — она опережает сельское хозяйство, сферу услуг и строительство. По моим наблюдениям, в число самых инновационно активных отраслей в последние годы входят фармацевтика, химия, отдельные сегменты машиностроения и производство электрооборудования. Вот именно они чаще всего и инвестируют в дополнительное образование своих сотрудников.
Существуют ли критерии, по которым бизнес определяет для себя подходящую школу? Если исключить фактор цены…
— Скорее всего компании проводят какую-то свою аналитику или выборку. И по идее они ищут поставщика образовательных услуг, подходящих критериям поиска. Я очень надеюсь на то, что одним из таковых является качество образовательной программы, опыт и образование педагогов.
А если говорить про онлайн-образование — что сегодня под этим понимается: ведь это не просто диалог с преподавателем посредством современных средств коммуникации?
— Совершенно верно, слово "образование" само по себе предполагает наличие грамотно и детально составленной программы — плана изучения языка. В эту программу включают ряд компонентов, без которых язык выучить невозможно: освоение и отработку грамматики, изучение новых слов, развитие навыков слушания и говорения. Онлайн-образование подразумевает два разных формата. Первый — это занятия человека или целой группы с педагогом на образовательной платформе школы в режиме реального времени. Данный формат очень похож на обычные занятия с репетитором или учителем в школе. Второй же вариант предлагает записанные в видеоформате лекции или объяснения для индивидуального изучения, которые, как правило, сопровождаются периодическими практическими занятиями в zoom-встречах.
Автор: Freepik
Судя по данным за 2022 год, он был не самым простым для онлайн-школ и курсов английского языка — интерес был волнообразным. Как это повлияло на бизнес?
— Бизнесу пришлось нелегко в 2022 году. Международная ситуация наложила свой отпечаток на многие виды деятельности. Однако кризис — это кроме прочего ещё и возможность создать что-то новое или улучшить направления, которые стояли "на стопе" из-за нехватки времени. Моя школа усилила направление майнд-фитнеса — развития когнитивных функций мозга. В настоящий момент мы перерабатываем свои программы, чтоб облегчить изучение для своих клиентов.
И как у вас получилось интегрировать майнд-фитнес в занятия? Как это устроено?
— Для начала мы тестируем людей, смотрим, в каком состоянии находятся все когнитивные функции: память, внимание, мышление и воображение. Определив проблему — сейчас она в основном у всех с различными аспектами внимания, — мы предлагаем пройти программу по тренировке мозга. Акцент у каждого будет поставлен на проработке именно его проблемы. Но память, к примеру, одна не тренируется. Необходимо привести в порядок и максимально усилить работу всех функций, поэтому в программе присутствует тренировка и внимания, и воображения, и мышления. После того как мы "навели порядок в своём головном мозге", нашим нейронам будет легче выстраивать новые сети под новые задачи и процесс изучения чего-то нового пойдёт кратно легче и быстрее.
Изменился ли сам запрос аудитории в 2022 году, появились ли новые акценты?
— Сейчас чаще, чем когда бы то ни было, бизнес требует обучить сотрудников быстрее.
Этот рынок высоконкурентен: и есть очень много вариаций на тему уникальности предложения. Если говорить про программу — то вплоть до "у нас только актуальный английский, а не как в устаревших учебниках" или "с нами вы заговорите за неделю". И здесь очень интересно ваше мнение — поскольку вы преподавали английский в РУДН, выпустили свои статьи и пособия для студентов, а затем и открыли свою школу, которой сегодня уже больше 15 лет: понятно, что язык — это живая система: меняются и разговорный, и деловой английский. Поэтому актуальность программ, конечно, важна. Но при этом не меняется представление многих людей, что они просто не способны его выучить. Почему так? И можно ли это переломить?
— Пожалуй, переломить свой страх, сомнения в себе, справиться со своей выученной беспомощностью — это самая сложная задача в изучении всего, что сложно. Справиться с этим однозначно можно, и уж, конечно, необходимо. Но мы все — разные. Многие люди предпочитают остаться в зоне комфорта (а я бы назвала это "лениться"), не напрягать себя. Куда проще озвучить оправдание "мне не дано". Изучение языка — это труд и время. И только от нас самих зависит, что мы выучим, а что нет за отведённый нам период земной жизни.
Некоторые школы сегодня смотрят в сторону открытия курсов китайского языка, так как растёт спрос. Однако английский сдавать позиции не собирается?
— В такой нестабильный — в вопросе мировых взаимоотношений — период сложно сказать, что нас ждёт лет через двадцать. Какой язык окажется доминирующим — непонятно пока. Но если ваш основной поставщик или клиент китайцы, то этот язык выучить, несомненно, будет неплохо. Однако я советую приступать ко второму языку только после английского. По моим наблюдениям, он сегодня — просто необходим. Без английского невозможно обойтись ни в одной стране мира. На нём разговаривает бизнес как в Китае, так и в ОАЭ. Его учить нужно. И изменения этого тренда даже если и будут идти, то медленно.