Дело тонкое: грузоперевозки взяли курс на Восток

Автор фото: Михаил Тихонов

Мировая экономика и торговля в последний год столкнулись с рядом серьёзных вызовов. Введение санкционного режима и закрытие границ привели к увеличению цен на сырьё, снижению производства. Существенно возросла стоимость логистики, изменились имеющиеся маршруты. Сегодня крупнейшие перевозчики всё чаще делают акцент на взаимодействие с дружественными государствами: Турцией и странами Ближнего Востока.

Безусловно, текущая экономическая ситуация в мире существенно усложняет импортирование многих товаров в Россию. Рынок международных грузоперевозок вынужден реагировать на изменения быстро, так как оказывает огромное влияние на экономическое развитие страны и отдельных отраслей. Поэтому игроки, которые смогли оперативно перестроиться под новые реалии и не ушли на внутренние направления, продолжают разрабатывать дополнительные маршруты, чтобы доставлять необходимый товар максимально оперативно и выгодно для конечного потребителя.
По данным международного провайдера логистических услуг TelsGlobal, независимо от того, как повернётся далее геополитическая ситуация и какими будут последствия для мировой торговли, в 2023 году ожидается рост транспортных заказов во всех регионах, хотя и не по всем направлениям.
Не Евросоюзом единым
Логистические компании и их клиенты неоднократно отмечали, что грузопоток из Европы за последний год сократился в разы. Продолжает ввозиться только тот товар, который не подпадает под эмбарго на экспорт. Остальной груз приходит преимущественно из Турции. Эту информацию подтвердил Дмитрий Якимов, сооснователь компании "Италика", специализирующейся на производстве премиальных декоративных штукатурок:
"Говоря о том, как изменился рынок международной логистики, стоит разделить готовую продукцию и поставку сырьевых компонентов. Например, краски, которые раньше наши коллеги заказывали из Англии и Италии напрямую, теперь идут через Турцию, но сроки поставок могут достигать 2–3-х месяцев. С компонентной базой для производства красок всё сложнее. Если раньше основными поставщиками были европейские компании, сейчас крупные предприятия с ними уже не работают, так как производство не может ждать. В результате, мы перешли на компоненты производства стран азиатского региона и России".
Восточная альтернатива
Но Турция — не единственная страна, которая готова идти на диалог с Россией в части грузоперевозок. К тому же, чтобы восстановить прежние объёмы и скорость поставки товара, необходимы альтернативные направления. В новых разрабатываемых логистами маршрутах становится всё больше заметен уклон в сторону дружественных государств Ближнего Востока и третьих стран.
По мнению директора департамента закупок и логистического обеспечения ГК "F+ tech-Марвел" Петра Иванова, в этом нет ничего удивительного. "Когда в конце февраля прошлого года из России начали уходить западные вендоры, модель работы с этими брендами радикально изменилась. Сейчас в общем и целом найти возможности поставки любого оборудования остаются. Наиболее заметные усложнения коснулись движения денег, отсрочек платежа по поставкам, логистики. Особенно это проявляется в отношении тех товарных групп, которых затронули наиболее жёсткие санкции недружественных государств. Зачастую движение такого товара идёт только через третьи страны", — отметил Пётр Иванов.
В свою очередь, в пресс-службе ГК "Деловые Линии" "ДП" рассказали, что импорт из стран Ближнего Востока сейчас не только возможен, но и набирает обороты.
"Изменения во внешнеполитической и экономической конъюнктуре привели к смещению акцентов товарооборота с привычных регионов Европы и Америки на новые перспективные направления, в том числе и страны Ближнего Востока. Следуя запросам российских импортеров, мы запустили новый сервис по доставке грузов из Ирана, ОАЭ и Катара в РФ, который открывает дополнительные возможности по развитию бизнеса российских предпринимателей. Так, автодоставка из Тегерана в Махачкалу займёт в среднем две недели, столько же — путь по морю из Джебел-Али (ОАЭ) в Новороссийск и всего около недели — из иранского Бендер-Аббаса в Астрахань. Услуга рассчитана на юридические лица и ИП при наличии инвойса", — подчеркнули в компании.
Судя по количеству обращений, маршрут, который был запущен только в феврале, уже набирает популярность. Тем более, его можно использовать в обоих направлениях, и на это сегодня тоже есть спрос.
Чаще всего из Ближнего Востока заказывают доставку оборудования и запчастей, электроники, одежды и строительных материалов. Но, возможно, этот список будет расширяться.