Биржевой мост соединил прошлое с будущим Петербурга

Вид на Биржевой мост
Автор фото: Тихонов Михаил
Вид на Биржевой мост
Автор фото: Тихонов Михаил

Капитальный ремонт Биржевого моста — проект года в сфере дорожного строительства по версии "Делового Петербурга".

В конце ноября 2022 года открылось движение для автомобилей и пешеходов по Биржевому мосту, который соединяет Васильевский остров и Петроградскую сторону. Колонна из грузовиков первой проехала по обновлённой переправе после её закрытия на капремонт в октябре 2021 года. На прочность сооружение испытывали 12 больших самосвалов весом 25 тонн каждый, которые въехали на мост одновременно. Проверка прошла успешно, и движение по переправе было открыто в установленный срок.
Как отмечают в СПб ГБУ "Мостотрест", масштабный ремонт потребовался в связи с тем, что переправа через Малую Неву, построенная в 1960 году, фактически исчерпала свой ресурс. Многочисленные дефекты и повреждения мешали безопасной эксплуатации. В частности, значительно износилась проезжая часть и тротуары, а деформационные швы на всех опорах полностью выработали свой ресурс и перестали отвечать современным требованиям. Металлоконструкции пролётных строений были поражены коррозией, гидроизоляция не обеспечивала защиту конструктивных элементов перекрытий от попадания воды. Также имелись разрушения в железобетонных плитах перекрытия на опорах разводного пролёта.
Генеральным подрядчиком стало АО "ПО "Возрождение" миллиардера Игоря Букато (№51 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2022), которому достался контракт на сумму более 2 млрд рублей.
Капитальный ремонт затронул все конструктивные элементы. Так, в состав работ вошла замена бетонной плиты разводного крыла на современную ортотропную, а электромеханический привод разводного пролёта решили сделать гидравлическим. Как уточняют в Смольном, благодаря этому должна уменьшиться скорость разводки моста — с 9 минут ранее до 3,5 минуты сейчас. Немаловажно, что оборудование было изготовлено на Обуховском заводе в Петербурге. Перильные ограждения были сняты и доставлены для ремонта на завод "Метромаш".
Работы по замене и регулировке внутренних составляющих моста не были завершены к моменту открытия рабочего движения. Мостовики продолжили ремонт в ночное время. В планах — полное открытие объекта в мае 2023 года. Это событие будет приурочено к 320-летию Северной столицы.
"За последние 20 лет капитально отремонтированы четыре исторических моста через Большую и Малую Неву — Благовещенский, Дворцовый, Троицкий и Тучков. С последней реконструкции Биржевого моста прошло 60 лет, после этого ремонт не проводился. Поскольку мост несёт серьёзную транспортную нагрузку, откладывать работы было нельзя", — говорит губернатор Петербурга Александр Беглов.
"Открытие обновлённого Биржевого моста станет настоящим подарком для петербуржцев к 320-летнему юбилею города. Сложившаяся ещё в императорской России традиция открывать мосты после строительства или крупного ремонта ко Дню города получит новую жизнь. А капитальный ремонт Биржевого моста станет одним из крупнейших реализованных проектов в историческом центре города за последние годы", — подчёркивают в "Мостотресте".
"Наша задача простая — сделать работу качественно и в срок. Хотел бы отметить, что к сегодняшнему событию имеют отношение не только строители "Возрождения", но и заказчик — "Мостотрест", комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, проектировщики "Гипростроймост". Мы постарались, конечно. И пока мы стараемся, мы будем нужны этому городу", — заявил президент группы компаний "Возрождение" Игорь Букато.
В марте нынешнего года на Биржевой мост вернулись знаменитые перила с трезубцами. Они реставрировались в мастерских ПО "Возрождение". Часть звеньев чугунного ограждения, не подлежащая реставрации из-за значительных разрушений, была воссоздана на металлургическом производстве в Свердловской области силами ОАО "Металлист". Список включал 25 наименований (574 единицы) изделий общим весом более 68 тонн.
"Мы с удовольствием стали участниками такого исторического события, как капремонт Биржевого моста. Эти перила сами по себе — красивое и уникальное изделие, — рассказывает генеральный директор предприятия Александр Вихляев. — Оно достаточно непростое, так как представляет собой художественное литьё. Для каждого наименования специально был разработан техпроцесс и создана уникальная оснастка. На "Металлисте" делали эту работу с большим энтузиазмом. Рады, что наше изделие стало частью культуры и истории Санкт-Петербурга. Обязательно посетим Биржевой мост, когда будем в культурной столице".
Отличительным элементом ограждения Биржевого моста является трезубец Нептуна, характеризующий Санкт-Петербург как морскую столицу России. Именно по нему жители и гости города сразу узнают переправу. Поэтому в ходе капитального ремонта восстановление исторического перильного ограждения стало одной из главных задач.
"Для того чтобы перила вернули свой первозданный вид, специалисты выполнили значительный объём кропотливой работы. В мастерские перевезли 428 метров чугунного ограждения. Среди дефектов были зафиксированы утрата элементов, коррозия, сколы. Металл за 60 лет эксплуатации в агрессивных климатических условиях Петербурга истончился и требовал обновления", — поделились подробностями ремонта в "Мостотресте".
Сейчас главной задачей подрядчика остаётся подготовка разводного механизма Биржевого моста к навигационному периоду. Эти работы ведутся во внутренних помещениях моста. В рамках общего графика на переправе проводятся технологические разводки.
В будущем у Биржевого моста появится подземный пешеходный переход. Недавно специалисты комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга (КГИОП) согласовали проект строительства.
Согласно опубликованным данным, работы под площадью Академика Лихачёва "соответствуют требованиям режима ОЗРЗ-1(07)". В роли заказчика выступило АО "Институт Гипростроймост — Санкт‑Петербург". Большую часть подземных работ синхронизировали с ремонтом Биржевого моста.
Строительством подземного пешеходного перехода у Биржевого моста, как сообщал "ДП", также займётся АО "ПО "Возрождение" Игоря Букато. Именно с этой компанией, согласно сайту госзакупок, Дирекция транспортного строительства заключила контракт почти на 420 млн рублей.