Арктика за неделю: метанолу — дорогу, СМП — денежную модель

Автор фото: Ермохин Сергей

Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализуют проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.

Зелёный свет для газохимического гиганта

Главгосэкспертиза России одобрила проектно-сметную документацию на строительство газохимического завода на базе Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений, расположенных в Ненецком автономном округе. Ключевым продуктом комбината станет низкоуглеродный метанол, с которым бенефициар проекта — компания "Русхим" — рассчитывает выйти на мировой рынок экологичных видов топлива.
Цифры заявляются большие. Так, ожидается, что после выхода на полную мощность завод сможет производить до 1,8 млн тонн метанола в год, а инвестиции только по первому этапу проекта запланированы на уровне 200 млрд рублей. Кроме того, в интересах комбината будет создана новая портовая инфраструктура, которая встроится в общую логистическую схему Севморпути.
Впрочем, проект пока находится только в самом начале своего пути. По оптимистичным оценкам, он может быть запущен в эксплуатацию только к 2031 году. При этом, как ожидается, ему потребуется заметная государственная поддержка в части возведения транспортной инфраструктуры. А будет ли она предоставлена — вопрос открытый.

Денежная уравниловка?

Минфин, Минвостокразвития, Росатом и ВЭБ.ДВ создадут единую финансовую модель, предназначенную для обеспечения развития Северного морского пути. Такое поручение дал им Юрий Трутнев — вице-премьер, курирующий Арктику.
Задача модели — гарантировать бесперебойный характер развития ключевой арктической магистрали России. Дело в том, что в этом сложном процессе так или иначе участвуют сотни и тысячи игроков с очень разными возможностями. И если для госкорпорации или частного нефтегазового гиганта финансы, необходимые для реализации проектов на СМП, редко когда являются проблемой, то для компаний средней руки дефицит средств может стать непреодолимым препятствием. Но приостановка даже небольших проектов может вылиться в сбои на более высоком уровне — а тут пострадает уже государственный интерес.
Поэтому и была поставлена задача найти новые решения в части финансирования всех работ, связанных с Севморпутём. Разработчикам предстоит создать гибкий кредитный инструмент, позволяющий избежать возникновения пауз и срывов согласованных планов.
Правда, в этой связи обращает на себя внимание тот факт, что в числе будущих авторов модели отсутствуют игроки из "младших лиг". Не получится ли так, что в выигрыше опять останутся только предприятия-мейджоры?

Красноярский Север вооружился стратегией

Правительство Красноярского края одобрило стратегию развития северных и арктических территорий и поддержки коренных малочисленных народов до 2035 года. Основная ставка делается на продвижение крупных добычных проектов, инфраструктурных инициатив и туризма, призванного сыграть не столько экономическую, сколько социальную роль.
Как предусматривает стратегия, к 2035 году инвестиции в экономику севера региона составят более 504 млрд рублей, при этом объём промышленного производства в секторе добычи полезных ископаемых достигнет 3,9 трлн рублей. Основная доля капиталовложений придётся на такие мегапроекты, как "Восток Ойл", разработку платиновых месторождений на Таймыре, освоение Сырадасайского угольного месторождения.
Предполагается, что экономическое развитие станет основой для повышения благосостояния населения. Согласно документу, к 2035 году безработица на севере края должна будет существенно снизиться, а средняя продолжительность жизни — вырасти с 69,8 до 77,1 лет.

Торговая оборотистость Петербурга

Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики подвёл итоги торговли города с арктическими субъектами России за январь. Уверенный рост показателей продолжается. Так, стоимость товарооборота за месяц достигла 2,92 млрд рублей, что вдвое больше результата за аналогичный период прошлого года — напомним, тогда общая сумма по контрактам, подписанным питерскими коммерсантами, составила 1,9 млрд рублей.
Наиболее активными заказчиками товаров и услуг Северной столицы стали Мурманская и Архангельская области, номер три в списке ключевых клиентов — Республика Коми. На четвёртом месте оказалась Карелия, которая подписала в два раза больше контрактов с петербургскими фирмами, чем в январе 2022 года. В лидерах по товарным позициям — медицина и ЖКХ, на которые суммарно пришлось почти 1,7 млрд рублей. Заметно выросли показатели сферы информационных технологий и связи: в её активе более полумиллиарда рублей.

"Столица Арктики" раздаётся вширь

Границы территории опережающего развития "Столица Арктики", расположенной в Мурманской области, будут расширены — такое решение приняло федеральное правительство.
Новые площади необходимы для возведения логистического комплекса, призванного обслуживать грузопоток на Северном морском пути. Как ожидается, в этот проект будет вложено более 46 млрд рублей частных инвестиций, а по итогам его реализации в регионе появятся более семисот новых рабочих мест.
Новый логистический комплекс замкнёт с западной стороны крупный транспортный коридор, предназначенный для внутренних и международных контейнерных перевозок по СМП. Именно там будут перегружаться на "обычные" суда контейнеры, доставленные в Мурманск контейнеровозами ледового класса через арктические моря.