Южный маршрут: петербургские компании выходят на африканский рынок

Автор фото: Агентство" Москва"

Петербургская компания "РОББО", производящая образовательную робототехнику, расширяет своё присутствие в Африке.

Как стало известно "ДП", в течение года "РОББО" собирается открыть в Африке несколько десятков образовательных проектов в дополнение к уже существующим. Сейчас ведутся переговоры о сотрудничестве с представителями Алжира, Анголы, Эфиопии и Кении.
Компания уже несколько лет работает на Африканском континенте. В 2020 году в Нигерии открылась онлайн–школа ROBBOClub.Ru и офлайн–кружок при помощи франчайзи–партнёра. В таком же двойном формате компания начала проводить занятия с детьми в ЮАР, а именно в Йоханнесбурге. Ещё одна школа была запущена в Кейптауне. "РОББО" также проводит там национальные туры международной Scratch–олимпиады по креативному программированию.
"Некоторые страны Африки хотят прививать детям интерес к IT, инновациям и науке. И при этом у них есть достаточный бюджет для внедрения в образовательные учреждения робототехники. Кроме того, в этих странах можно найти партнёров, которые могут помочь внедрению в них нашего оборудования. По этим причинам мы ещё 2 года назад вышли в ЮАР, Нигерию и Египет", — прокомментировал основатель и продюсер "РОББО" Павел Фролов.
Напомним, ранее "РОББО" сообщало "ДП" о намерении в 2023 году выйти в страны Латинской Америки.
Директор по специальным программам ICL Services Андрей Крехов обращает внимание, что, несмотря на неплохие экономические показатели и возможности развития африканских стран, в целом на рынке континента по–прежнему практически отсутствует конкуренция со стороны мировых IT–компаний. Ограничителем является инфраструктура, которая порой находится в зачаточном состоянии, а также дорогой для континента и ненадёжный интернет и отсутствие способов оплаты.
"Без развития базового инфраструктурного слоя, финансовых инструментов и интернета “приземлять” российские IT–продукты не получится. Так как российские компании не несут на континент инвестиционную модель развития для своих сервисов и продуктов. В основном об инвестиционном развитии там думают финтех–компании и крупнейшие мировые цифровые игроки, такие как Google. Вот они и делают сейчас ставку на Африку, инвестируя в цифровую трансформацию континента. Чем может ответить Российская Федерация, так это своим интересом и вложениями на средне– и долгосрочную перспективу в тандеме с российскими IT–компаниями, чтобы занять свою долю и ниши на африканском рынке. Важно начинать укреплять своё присутствие в Африке уже сейчас", — подчёркивает эксперт.
В африканских странах самыми развитыми отраслями являются сельское хозяйство, телекоммуникации, банковское дело, инфраструктура, добыча нефти, газа и других полезных ископаемых. Это самые быстрорастущие сектора, на которые уже можно "приценивать" российскую IT–продукцию, считает Крехов.
"К примеру, кенийская компания Wasoko добилась самого высокого совокупного годового роста выручки в период с 2018 по 2022 год и привлекла $125 млн в рамках раунда финансирования серии B. Кения является третьей наиболее представленной страной на континенте, уступая ЮАР и Нигерии. Но при этом опережая Египет. Если брать устойчивый рост экономик больше 5% в год, то в этот список можно также добавить Руанду (7,9%), Кот–д’Ивуар (7,1%), Бенин (6,4%), Эфиопию (6,0%) и Танзанию (5,6%)", — рассуждает он.
АО "РОББО", основное юридическое лицо компании, на протяжении последних нескольких лет демонстрирует уверенный рост выручки. По данным "Контур.Фокус", в 2019 году она составила 81,8 млн рублей, в 2020–м — 96,6 млн рублей, а в 2021–м достигла 198,6 млн при чистой прибыли 87,4 млн рублей. ООО "Роббоклуб", занимающееся именно образовательными программами, в 2020 году получило выручку всего 11,3 млн рублей (после 57,4 млн в 2019–м) и показало чистый убыток 2,3 млн рублей. Но в 2021 году предприятие восстановило показатели: выручка — 58,3 млн рублей, чистая прибыль — 6,4 млн.