Беспилотные перевозки между Москвой и Петербургом будут субсидировать

Автор фото: Тихонов Михаил

Федеральный бюджет может выделить субсидии на беспилотные автогрузоперевозки между Москвой и Санкт–Петербургом.

Минтранс РФ предлагает субсидировать из федерального бюджета тарифы на грузоперевозки беспилотным транспортом по трассе М–11 "Нева". Соответствующий проект постановления правительства вынесен на общественное обсуждение.
В октябре 2022 года правительство России установило экспериментальный правовой режим (ЭПР) на автомагистрали М–11, соединяющей Москву и Санкт–Петербург. Прошлогодний документ утвердил базу, которая позволяет использовать на трассе беспилотные грузовики для коммерческих перевозок. Однако ранее публично не объявлялось о планах субсидировать такие рейсы. Согласно проекту Минтраса, льготный тариф установят на 10% ниже обычного. Всего в 2023 году на компенсации операторам беспилотных грузовых перевозок в бюджете заложено 41,3 млн рублей. Как сказано в пояснительной записке, действующим оператором перевозок является ООО "Инновационный центр “КамАЗ”". Когда в октябре прошлого года утверждался ЭПР, участниками проекта также заявлялись "Глобалтрак Лоджистик", X5 Logistics и поставщик товаров сети "Магнит" — ООО "Сельта".
Правительство надеется сделать перевозки на беспилотниках выгодными. А использование автоматизированного транспорта, в кабине которого находится водитель–испытатель, перехватывающий на определённых участках дороги управление, якобы "препятствует установлению оператором конкурентного тарифа", указывают в министерстве.
"Беспилотный транспорт пока не автоматизирован до конца. Иногда надо следовать по городу без возможности контроля электроникой, подъезжать к логистическим центрам, заезжать на строительные площадки, где необходимо разгружаться", — отмечает президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин. Он напоминает и про плюсы беспилотников — экономический режим движения, пониженный износ узлов, сокращение времени остановок и числа водителей.
В то же время, считает Владимир Матягин, эксперимент на М–11 спокойно можно было бы провести без привлечения бюджетных средств — ведь частные компании, вошедшие в проект, заинтересованы в его развитии и могли совместно инвестировать собственные средства. А бюджетные дотации в кризисных условиях не помешали бы традиционным автотранспортным компаниям.