По закону Ома: АвтоВАЗ возьмётся за выпуск электрокаров в Петербурге

Волжский автогигант хочет возобновить производство электрокаров, используя площадку в Петербурге. Однако перспективы развития этого сегмента в России по-прежнему выглядят туманно.

В среду, 11 января, глава АвтоВАЗа Максим Соколов заявил о возможном запуске производства электромобилей на бывшем заводе Nissan в Петербурге. По его словам, площадка, где в этом году планируется наладить сборку китайских авто под маркой Lada, обладает высоким потенциалом, поэтому компания готова "рассматривать для неё дополнительные партнёрские проекты".
Как уточнили в пресс-службе производителя, речь идёт об электрокаре E-NEVA, разработанном Обуховским заводом. Летом прошлого года прототип кроссовера представили вице-премьеру РФ — главе Минпромторга Денису Мантурову.

В ожидании японцев или следование трендам

Планы АвтоВАЗа относительно петербургского завода вызывают вопросы, поскольку Nissan обладает правом на обратный выкуп активов в течение шести лет. Учитывая этот факт, инициатива выглядит прежде всего как попытка сохранить готовую производственную площадку до возможного возвращения японцев.
В то же время руководитель пресс-службы агентства "Автостат" Азат Тимерханов отмечает, что приспособление завода под новое производство не потребует значительных затрат. По его словам, зачастую оборудование для автомобилестроения является универсальным.
"Конечно, у каждой компании есть свои требования, стандарты, но я не думаю, что это будет стоить космических денег. Нам известны такие примеры — Ижевский автозавод, на котором в разное время собирали "Ижи", "Лады", корейцев, Nissan", — констатирует он.
Автоэксперт Денис Гаврилов видит в идее АвтоВАЗа следование тренду. В России уже производятся электрокары "Москвич" и Evolute (в Москве и Липецкой области соответственно), готовится выпуск в Саратовской области и Калининграде. Тот же АвтоВАЗ анонсировал сборку электрического "Ларгуса" в Ижевске.
"Почему бы не заявить ещё один такой проект. Но основное отличие проекта на заводе Nissan, как мне видится — это не крупноузловая сборка. А такое производство наладить намного сложнее. На это требуется несколько лет, учитывая отсутствие предсерийного образца электромобиля", — полагает эксперт.

Доля низкая, но продажи растут

Другой проблемой является низкая популярность электрокаров среди россиян. Согласно данным "Автостата", в 2022 году в стране было продано всего 2998 новых электрических автомобилей.
"Да, в Стратегии развития автопрома до 2035 года указана электрификация отрасли, и под это сейчас идёт развитие инфраструктуры и производства, но всё-таки мы осторожны в прогнозах и достаточно скептически относимся к тому, что электромобили скоро завоюют рынок России", — комментирует официальный представитель ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Вера Павлова.
"Сейчас рынок электромобилей не настолько крупный в России, чтобы работало сразу несколько производств", — добавляет представитель отрасли.
С другой стороны, в сегменте заметен растущий тренд. За год количество проданных новых электрокаров увеличилось на 33%, а их доля в общей структуре продаж авто повысилась с 0,1% до 0,5%. При этом рост произошёл на фоне падения авторынка на 60% в прошлом году.
"В 2023 году при реализации заявленных планов, в первую очередь, марок "Москвич" и Evolute, доля может достигнуть 4%. Это оптимистичный прогноз. Скорее всего, показатель будет около 3%. Сейчас основной потребитель электромобилей, произведённых крупноузловым методом в России — это корпоративный заказчик. Думаю, что на таких клиентов будет приходиться около 80% продаж "Москвич" и Evolute", — предполагает Гаврилов.

Перспективы E-NEVA

Обуховский завод зарегистрировал промышленный образец электрического внедорожника в декабре 2021 года. Кроссовер разработали на базе беспилотной модульной электрической платформы, созданной концерном ВКО "Алмаз-Антей".
На Газовом форуме в сентябре 2022-го производитель представил уже два прототипа электрокара — фургон и купе-кроссовер. Тогда сообщалось, что машину создадут в том числе с гибридной модификацией на природном газе или водороде. Кроме того, Обуховский завод заключил на форуме соглашение с АО "Ригель" на поставку литий-ионных тяговых батарей для своей разработки.
В декабре электрокроссовер показали вице-губернатору Кириллу Полякову. Чиновник отчитался о визите на завод в соцсетях и заявил, что на базе платформы NEVA разрабатывается целая линейка электротранспорта, помимо внедорожника это будут также хэтчбэк и универсал.
Гаврилов высказывает сомнения относительно будущего E-NEVA. По его словам, на данный момент о проекте известно мало деталей, помимо концепта, а степень локализации производства непонятна.
"Возможно, когда он разрабатывался, то планировалось использование и иностранных комплектующих, которые сейчас недоступны. Не думаю, что производство электрокаров будет налажено на заводе Nissan в течение ближайших двух лет. Нам точно неизвестно, как можно использовать то оборудование, которое осталось", — считает эксперт.