Рынку взаимных инвестиций в СНГ грозит масштабный передел

Автор фото: vostock-photo
Автор фото: vostock-photo

Политические события 2022 года уже отразились на рынке взаимных инвестиций в СНГ. Эксперты допускают значительный передел этого рынка.

Согласно отчёту Евразийского банка развития, политические процессы прошлого года существенно повлияли на динамику прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в СНГ. Формирующиеся тренды во многом связаны с преобладающим весом РФ в совокупной экономике постсоветских стран. Так, в структуре взаимных инвестиций на долю России пришлось 79,2% от общего числа. На конец 2021 года сумма накопленного экспорта ПИИ из РФ составила $399,3 млрд. Второе и третье места в списке стран–инвесторов занимают Казахстан и Азербайджан, их доля — 9,5% и 8,4% соответственно.
По итогам первого полугодия 2022–го география импортированных взаимных ПИИ претерпела серьёзную диверсификацию. Лидерство получил Казахстан с 24,3%, за ним следует Узбекистан с 20,1%, а потом Белоруссия с 12,6%. Россия спустилась на пятое место с 8,8%, пропуская вперёд ещё и Азербайджан с 9,5%.
Политический контекст тем не менее позволил ряду стран увеличить количество проектов и накопленные объёмы. В бенефициарах Киргизия, Таджикистан, Молдавия. Даже Туркменистан демонстрирует ненулевой показатель за счёт трёх проектов с накопленными капиталовложениями более $1 млн.
Основным получателем инвестиций российских инвесторов стал Казахстан, на долю которого пришлось 53% ПИИ в рамках ЕАЭС и 30% ПИИ в СНГ на середину 2022 года. Вместе с тем российские инвесторы стали активнее вкладывать капитал в Узбекистан и Азербайджан, компенсируя уход с украинского рынка. Благодаря этому российские ПИИ в Узбекистане увеличились в 2,1 раза, в Азербайджане — в 1,7 раза за последние 6 лет.

Ваш товар — наш инвестор

Российские ТНК — основные инвесторы в СНГ. Инвестиционный лидер в регионе — "Лукойл", который удвоил своё присутствие в азербайджанском нефтегазовом проекте Шах–Дениз. Среди российских ТНК также выделяется "Газпром", чьи капиталовложения растут не менее динамично. В конце 2016 года его накопленные ПИИ в регионе составляли $2,47 млрд, к середине 2022–го объём вырос до $3,14 млрд. Таким образом, только на "Лукойл" и "Газпром" приходится свыше 40% всех взаимных накопленных ПИИ в 12 постсоветских странах.
Коммерческие банки России также продолжили активное капиталовложение в развитие "дочек". По состоянию на первое полугодие 2022–го по объёмам накопленных ПИИ лидировал Сбербанк, далее расположились ВТБ, Газпромбанк и Альфа–Банк. Одним из основных событий 2022 года в банковских инвестициях стала продажа казахстанской дочерней структуры российским Сбербанком. В целом банковские ПИИ в рамках ЕАЭС, скорее всего, сохранят свою роль. Лидирующая позиция, по всей вероятности, перейдёт к ВТБ: собственный капитал его дочерней структуры в Белоруссии по итогам половины 2022 года составил $153 млн, в Армении — $121 млн, в Казахстане — $79 млн.
Продолжает развиваться тренд на экологию, растут инвестиции в greenfield–проекты. Доля таких проектов составляет 32% во взаимных инвестициях стран ЕАЭС на середину 2022 года. Объём ПИИ в greenfield–проекты вырос на 57% за последние 6 лет.
Тем не менее взаимные ПИИ стран ЕАЭС в проекты "зелёной" экономики пока незначительны. На середину 2022 года объём инвестиций составил $0,5 млрд, обеспечив рост на 40% за последние 6 лет главным образом за счёт проекта компании "Хевел" по строительству солнечных электростанций в Казахстане. Остальные проекты преимущественно связаны с инвестициями РФ в гидроэнергетику. Однако интерес региональных инвесторов к "зелёным" проектам будет только расти, учитывая повышение значимости глобальной климатической повестки.

Восточные реалии

Прямые инвестиции с государствами Востока и глобального Юга имеют потенциал роста. Однако расширение взаимодействия стран ЕАЭС с развивающимися соседями имеет и обратную сторону — увеличение инвестиционной экспансии китайских и ближневосточных инвесторов на постсоветском пространстве. Вместе с тем это вряд ли следует трактовать исключительно как конкурентную угрозу российским и казахстанским инвесторам. В текущих условиях восточные инвесторы обеспечивают возможности для поступательного экономического развития.
Тем не менее уже сейчас КНР опережает РФ по объёмам ПИИ в СНГ. К середине 2022 года накопленные ПИИ из Китая превысили $67,5 млрд, в том числе $12,5 млрд составили инвестиции в Россию. Основные направления китайской инвестиционной экспансии на пространстве СНГ: Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Приоритетными инвестиционными отраслями для Китая в Казахстане являются нефть, газ и трубопроводы, в Киргизии — добыча и переработка золота, в Таджикистане — золотодобыча и цемент. В этих странах Китай может занять первое место среди инвесторов, а в Таджикистане на Китай уже сейчас приходится более половины общего объёма ПИИ.
При этом инвесторы из Поднебесной стали активнее вкладываться и в Россию. Если сравнивать конец июня 2022 года с концом декабря 2016–го, то накопленные китайские ПИИ в России выросли на 27,4%. Однако, как и прежде, значение китайских инвестиций в общем объёме накопленных ПИИ в РФ невелико.
В самом Китае крупные инвестиционные проекты осуществляются только российскими ТНК, число которых не превышает 10.
Крупнейшие инвестиции связаны с Vi–Holding, которые построили завод по производству алюминиевых изделий Henan Yulian Energy Group Co. в провинции Сычуань. "Спортмастер" вложил несколько десятков миллионов долларов в сеть магазинов, а "РУСАЛ" — в катодный завод в провинции Шаньси.
Арабский мир во многих отношениях очень неоднороден, и прямые иностранные инвестиции не являются исключением. Арабские страны выступают в большей степени получателями инвестиций (в основном российских). Самые крупные проекты принадлежат "Лукойлу" и "Роснефти" и связаны с добычей нефти в Египте. Есть также инвестиции "Лукойла", "Роснефти", "Газпрома" в Ираке. В Катаре функционирует исследовательский центр "Роснефти", в ОАЭ — завод "Металлоинвеста". При этом значительная часть российских ПИИ в Эмиратах сосредоточена в сфере услуг.

Затишье перед новой бурей

Нестабильная внешнеполитическая ситуация 2022 года не позволяет делать достоверные прогнозы динамики ПИИ. Однако, по мнению аналитиков, в среднесрочной перспективе взаимное накопление прямых инвестиций странами СНГ, скорее всего, будет уменьшаться. Это связано с тем, что у компаний из Казахстана или Азербайджана нет необходимого ресурса для замены присутствия российских ТНК в регионе.
Согласно мнению аналитиков ЕАБР, в среднесрочной перспективе в странах ЕАЭС и СНГ будет наблюдаться снижение количества накопленных взаимных инвестиций из–за увеличения неопределённости в регионе и укрепления доллара относительно местных валют.
Российские компании будут увеличивать присутствие в таких странах, как Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Белоруссия и Армения. Это будет происходить как за счёт поддержки и расширения действующих проектов, так и ввиду вынужденной переориентации капитала в Евразийский регион.
Дополнительным стимулирующим фактором в этом вопросе выступает потенциальная релокация российских производств в страны ЕАЭС и СНГ.
При этом можно ожидать увеличения количества инвестиций в "зелёные" проекты.
Также прогнозируется роста числа проектов, реализованных инвесторами с частным капиталом, ввиду сокращения инвестиционной активности госкомпаний.
Развитие взаимных инвестиций со странами глобального Юга также остаётся в тренде у инвесторов постсоветского пространства, где основными бенефициарами будут выступать Китай и арабский мир.