Пробелы в коде: Россия сможет заменить импортное "железо" и ПО к 2030 году

Автор фото: Ермохин Сергей

Сегмент IT-компаний, которые генерировали международную выручку, в Москве и Петербурге драматически снизился. Местные компании смогут занять освободившиеся ниши, но денежных и временных ресурсов для этого потребуется много.

В сфере ПО самыми уязвимыми сейчас оказались ниши платформенных решений цифрового проектирования и организации производства, а также системного ПО, применя­емого для виртуализации и встроенных расчётов в больших базах данных. Импортозаместить ПО при этом проще, чем электронную аппаратуру.
"Замещение “железа” потребует больше времени и денег и, скорее всего, будет происходить одновременно с параллельным импортом. Если для “железа” речь идёт о 3–7 годах, то для ПО можно рассчитывать на замещение импорта конкурентным российским ПО в течение 1–3 лет", — оценивает перспективы президент Ассоциации НП "Руссофт" Валентин Макаров.
По оценкам компании "МойОфис", более 80 % госорганизаций запустили процесс миграции на оте­чественный софт. "В ближайшие 2–3 года наибольшими темпами доля российского офисного ПО будет расти в секторе госорганизаций, а также коммерческих компаний, которые относятся к объектам КИИ: это банки, операторы связи, компании атомной, металлургической, химической промышленности", — уверен генеральный директор компании Павел Калякин.
Несмотря на широкий потенциал отечественного сегмента, ему ещё есть куда расти. Например, на внутреннем рынке не хватает специализированного ПО для промышленных предприятий — в основе таких решений обычно много математики и научных разработок.
Генеральный директор ГК "КОРУС Консалтинг" Александр Семёнов указывает, что в некоторых случаях для создания аналога ПО понадобится построить математические модели, спроектировать соответствующие устройства. Полный же переход бизнеса на новые решения может занять, по оценке эксперта, до 10 лет.
"Мы отметили улучшение репутации российского ПО. Заказчики всё позитивнее отзываются об отечественном софте, потому что, поработав в системах, они понимают, что решения не уступают иностранным, а иногда и даже более приспособлены к нашим реалиям", — рассказала руководитель направления WFM НТЦ "АРГУС" Татьяна Кузнецова.
Для малого и среднего бизнеса российские аналоги западных продуктов уже есть, исключения составляют узкоспециализированные решения.
"В ближайшие 1–3 года компании малого и среднего сегмента получат в рамках российского ПО много пакетных предложений, в которые будут интегрированы необходимые функции. Но они ещё будут уступать тому же Microsoft: объём инвестиций несопоставим. Также у мировых IT-корпораций между собой выстроена целая экосистема, что позволяет поддерживать бесшовную интеграцию различных сервисов. Чтобы выйти на такой же уровень, придётся создать огромное количество новых взаимосвязанных решений", — говорит Александр Семёнов. С крупным бизнесом ситуация иная: готовых альтернатив гораздо меньше.
Директор по взаимодействию с органами государственной власти Группы Т1 Дина Гайзатуллина напоминает, что весной по инициативе правительства Москвы IT-проекты были включены в программы льготного кредитования бизнеса, финансовую помощь получили и проекты в рамках действующей программы поддержки бизнеса. Валентин Макаров считает, что в Петербурге также сформирован правильный формат взаимодействия правительства и индустрии.
"Интересен опыт создания рабочей группы при правительстве города по экспериментальным правовым режимам, который позволяет применять в режиме эксперимента те технические решения, пока не имеющие никакого официального регулирования", — добавил он.
При поддержке Тинькофф Бизнес