Рыночная капитализация Whoosh может превысить 20 млрд рублей

Автор фото: Михаил Тихонов

На Московской бирже 14 декабря начнутся торги акциями кикшеринга Whoosh. Это единственное в 2022 году IPO российской компании.

На момент подготовки материала совет директоров компании не опубликовал окончательную стартовую стоимость ценной бумаги. Предположительно она будет установлена по нижней отметке ценового диапазона — 185 рублей за одну акцию. Кроме того, собственники сервиса приняли решение отказаться от второй составляющей размещения, в ходе которой они планировали продать часть принадлежащих им бумаг. При этом они взяли на себя обязательства не отчуждать принадлежащие им бумаги в течение 185 дней.
Дивидендная политика Whoosh предполагает, что на выплату держателям акций будет направляться 50% чистой прибыли, если соотношение долга к EBITDA будет 1,5. Если выше — то 25%. По итогам 9 месяцев текущего года при долге 3 млрд это соотношение составляло 0,9.
Как рассказали корреспонденту "ДП" в пресс–службе Whoosh, инвестиционный цикл сервиса устроен таким образом, что зимой средства вкладываются в CAPEX–программу и покупку нового флота, чтобы расширяться на следующий год.
"Сейчас курс доллара очень привлекателен. Мы закупаем самокаты из Китая. Понятно, что стоимость привязана к курсу доллара, поэтому мы можем осуществить “капексную” программу на более выгодных условиях. Вся эта совокупность факторов позволяет сделать IPO в данный промежуток времени", — подчеркнули представители Whoosh.
C учётом ожидаемой дополнительной эмиссии на сумму до 2,1 млрд рублей рыночная капитализация Whoosh составит 20,6 млрд рублей. Привлечённые в рамках IPO средства компания в том числе планирует направить на расширение парка самокатов, рассчитывая добавить ещё около 40 тыс. устройств к имевшимся на конец сентября 81,8 тыс. Компания "Юрент", занимающая второе место на рынке кикшеринга, в феврале 2022 года привлекла 1,4 млрд рублей от МТС и венчурного фонда VEB Ventures, входящего в портфель ВЭБ.РФ, которые получили совокупную долю 22% в операторе ООО "Юрентбайк.ру". Представители "Юрент" рассказали "ДП", что не планируют выход на IPO, так как компания использует смешанную модель финансирования — привлекает инвесторов в капитал и использует кредитные инструменты.
В следующем сезоне "Юрент" собирается привлечь до 3 млрд рублей в виде кредитов и займов.
Координатор комитета по инфраструктуре велопешеходной ассоциации "Пошли–поехали" Дмитрий Кудинов отмечает, что выход крупного сервиса краткосрочной аренды самокатов на IPO может стать сигналом для инвесторов. Прибыльность операторов кикшеринга будет индикатором повышения экономической привлекательности технологических компаний в сфере сервисных услуг в целом.
Член ассоциации "Пошли–поехали" Антон Черненко добавляет, что в 2025–2026 годах выручка игроков рынка кикшеринга будет расти в среднем на 60% в год и достигнет отметки 95,7 млрд рублей. Whoosh по итогам 2021 года — лидер рентабельности (EBITDA на уровне 64%, а доля рынка — 46%).
"Но и позиции других игроков тоже сильны. Например, IT–экосистема, уже привычная пользователям, — сильное преимущество “Яндекса”. У этой компании ниже тарифы и лучше поддержка — это давит на маржинальность Whoosh. Среди возможных негативных аспектов IPO — государственное регулирование (уже принят ГОСТ и поправки в ПДД). Потенциал повышения цен ограничен. Ожидать радикальной монополизации рынка не стоит. Скорее произойдёт равномерный рост и перераспределение долей. Конкуренты будут осваивать новую географию и бороться за пользователя, а тут все средства хороши. У “Яндекса” больше денег и экспертизы — можно сжечь кеш на скидках и захватить рынок", — заключает Антон Черненко.