Балтийский завод задолжал проектировщику атомных ледоколов 300 млн рублей

Автор фото: Сергей Коньков

Строитель крупнейших в мире атомных ледоколов задолжал их проектировщику 300 млн рублей за инженерное сопровождение. Производитель уже проиграл шесть из девяти исков.

Последний из слушающихся по существу процессов между петербургскими АО "Центральное конструкторское бюро “Айсберг”" и Балтийским заводом из-за долгов за проектное сопровождение строительства ледоколов серии 22220 завершится в конце января.
"Айсберг" требует от Балтийского завода 73,5 млн рублей по одному из договоров, подробности которого пока не опубликованы. Процесс должен был завершиться 9 декабря, но слушание перенесли.
Сегодня один такой процесс слушается по существу, три выигрыша "Айсберга" уже вступили в законную силу, три процесса пока выиграны в первой инстанции, рассмотрение ещё двух не началось. Общая сумма претензий составляет 271,6 млн рублей, на портале "Электронное правосудие" опубликованы сведения о пяти спорных договорах на 545,4 млн для атомоходов "Арктика" и "Сибирь". Все дела слушаются в Арбитражном суде Санкт–Петербурга и Ленинградской области.
В спорах, где опубликованы судебные решения с мотивировочными частями, в основном речь идёт об инженерном сопровождении строительства первого ледокола серии 22220 "Сибирь". Таких споров четыре из пяти с раскрытыми документами. Во всех случаях речь идёт о договорах по "техническому сопровождению постройки ледокола… разработке или корректировке технической документации". Один договор касается строительства головного атомохода серии "Арктика" — там Балтийский завод нанял "Айсберг" для разработки постоянного комплекта эксплуатационной документации после сдачи судна заказчику (ФГУП "Атомфлот" из госкорпорации "Росатом") за 130 млн рублей.
Причины споров везде одинаковые — "Айсберг" выполнил взятые на себя обязательства, а Балтийский завод не полностью или не своевременно расплатился. На предприятии автору статьи сказали, что причина всех споров — сложное финансовое состояние завода, но заверили, что по исполнительным листам "Айсберг" обязательно получит все свои деньги. Представитель "Айсберга" комментировать споры с Балтийским заводом отказался.
Вместе с отложенным 9 декабря процессом два оставшихся иска, оставленных судом без движения до конца декабря и середины января, охватывают самые крупные претензии проектировщика ледоколов к их строителю — всего на 190,5 млн рублей, это более двух третей суммы всех претензий. Впрочем, четыре из шести выигрышей "Айсберга" пока не вступили в законную силу.
По словам руководителя департамента судостроения производственного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" Александра Сафонова, сопровождение проектантом строительства судна — очень важная опция, "забыть" про финансирование которой недопустимо.
"Ледокол как продукция поднадзорен Российскому морскому регистру и Росатомфлоту, и его ожидает довольно серьёзная проверка на всех стадиях постройки. Проектировщики на некоторые группы простых чертежей зачастую привлекают не столь опытных работников, как на системы, электрику и механизмы. Это могут быть практиканты или даже “зелёные” выпускники вузов. У них случаются ошибки, которые из–за малой важности чертежа никто особо не проверяет. Итогом будет согласованная всеми документация, по которой невозможно сдать судно. Кроме того, ошибки могут быть и в серьёзных чертежах. В моей практике на судах класса arc5 было 4 тыс. оперативных решений, повлёкших бессчётное количество изменений в проектной и рабочей документации", — говорит эксперт.
Генеральный директор петербургского ООО "Судовые движительные комплексы" Иван Положий также полагает, что взаимоотношения между строителем ледоколов и проектантом в данном случае очевидны.
"Эксплуатационную документацию разрабатывают изготовители оборудования, и её состав указывается в контракте. Проектанты, как правило, готовят документы по остойчивости, непотопляемости, корпусу, переборкам, дверям, люкам, горловинам, цистернам. Это всё очень важные составляющие судна, они всегда входят в рабоче–конструкторскую документацию, которая во время строительства всегда корректируется. Тут не может быть двух мнений: подписал договор — плати", — говорит менеджер.
ЦКБ "Айсберг" — один из символов российского судостроения и Петербурга как морской столицы. Компания создана в 1947 году для проектирования арктических судов. Хронология достижений начинается с 1956–го, когда по проекту "Айсберга" заложили первый в мире атомный ледокол "Ленин". АО "ЦКБ “Айсберг”" зарегистрировано в августе 1993 года. По данным СПАРК с актуализацией на конец II квартала 2021 года, 90,42% акций принадлежат АО "Современные технологии судостроения", чей основной бенефициар — "Роснефть". Выручка "Айсберга" за 2021 год составила 1,9 млрд рублей.
Атомные ледоколы серии 22220 обеспечивают российское лидерство в Арктике. Они считаются самыми мощными атомными ледоколами в мире. Преимуществом серии является возможность судов менять осадку, что позволяет им работать как в открытом море, так и на мелководье.
Заказчиком всей серии выступает "Атомфлот", исполнителем — петербургское непубличное акционерное общество "Балтийский завод". По данным СПАРК, на 97,79% АО принадлежит государственной Объединенной судостроительной корпорации. Основная продукция предприятия сегодня — атомные ледоколы серии 22220, предназначенные для организации круглогодичного грузового транзита по Северному морскому пути.
Между Балтийским заводом и "Атомфлотом" заключено три контракта на строительство пяти атомных ледоколов серии 22220:
— головной "Арктики" стоимостью 37 млрд рублей;
— "Сибири" и "Урала" стоимостью 84,4 млрд рублей;
— "Якутии" и "Чукотки" стоимостью 100 млрд рублей без НДС.
"Арктика", "Сибирь" и "Урал" уже осваивают Северный морской путь, сдача "Якутии" и "Чукотки" назначена на 2024 и 2025 годы соответственно.