Медсанчасть завода им. Калинина на ул. Одоевского, 10, так и не вернулась на карту памятников, несмотря на судебные решения.
На прошлой неделе кассация оставила в силе решения предыдущих инстанций. То есть выпущенное зимой 2020 года распоряжение КГИОП об отказе включения этого здания в перечень выявленных объектов наследия отменено.
Одна из заявительниц по делу, Анна Капитонова, в комментарии "ДП" высказала мнение, что в соответствии с решением суда медсанчасть теперь следует считать выявленным памятником архитектуры (такие здания, напомним, нельзя сносить). Причём этот статус действует по крайней мере с августа, когда вступило в силу решение апелляционной инстанции. Однако на момент подготовки этого материала ни в перечне на сайте КГИОП, ни в геоинформационной системе Петербурга здание памятником не числилось.
В КГИОП заявили, что намерены обжаловать решение в Верховном суде. По версии комитета, в кассации "было проигнорировано свидетельство о подложности ключевого доказательства по данному делу — судебной историко–культурной экспертизы".
В комитете сослались на заключение лингвиста, согласно которому будто бы соавтором текста судебной экспертизы "с высокой вероятностью" был один из истцов, Александр Кононов, а не подписавшие текст эксперты — Наталия Глинская и Светлана Левошко.
Медсанчасть была построена в 1957 году в стилистике сталинской архитектуры. Она была признана выявленным памятником в 2015 году. Но снять с охраны её пытались начиная уже с 2017 года на основании историко–культурных экспертиз, доказывающих, что здание не имеет особой ценности (к таким выводам пришла государственный эксперт Татьяна Кудрявцева). Градозащитникам удалось затормозить этот процесс, сначала обжаловав процедуру, а затем предъявив на судах альтернативные экспертизы, доказывающие, что ценность всё–таки есть.
Это здание стало одной из самых известных точек противостояния комитета с общественностью. Активистов упрекали в попытках манипулировать статусом памятника для борьбы с уплотнительной застройкой. Шли разговоры о поисках альтернативных механизмов для сохранения сталинских и позднесоветских домов. Но ни к чему конкретному пока не пришли.