Постоянно меняющаяся ситуация в стране и мире заставляет управленцев принимать порой рискованные, но необходимые решения. Особенно это касается оборонно-промышленных предприятий, нагрузка на которые растёт с каждым днём.
Госзаказы бизнесу даются не так просто: слишком много рисков и дополнительных проверок. Нередки случаи, когда следствием взятых обязательств становились серьёзные судебные споры. Поэтому многие владельцы предприятий не спешат брать госзаказы. Большие изменения в законодательной базе грозят усугубить ситуацию "неактивного" сотрудничества. Что в свою очередь может негативно сказаться на развитии всего оборонно-промышленного комплекса, замечает управляющий партнёр адвокатского бюро "Промбизнесконсалтинг" Александр Гуканов.
Александр Гуканов, управляющий партнёр адвокатского бюро "Промбизнесконсалтинг"
24 сентября 2022 года был принят Федеральный закон №365-ФЗ, внёсший изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ. Две новые статьи — 201.2 и 285.5 УК РФ, касающиеся нарушения условий контракта по государственному оборонному заказу, — призваны в период специальной военной операции усилить контроль за исполнением задач, поставленных перед ВПК, предполагают максимальное наказание до 10 лет лишения свободы. Однако они имеют недочёты, считает юридическое сообщество. Теперь работа с госконтрактом по оборонзаказу становится "задачей для отчаянных смельчаков".
Александр Гуканов выделяет две важные проблемы, которые способны создать новые статьи УК РФ. Во-первых, форма вины в них на данный момент не конкретизирована, поэтому можно привлечь к уголовной ответственности как за умышленные действия, так и по неосторожности. "Не надо забывать, что руководители крупных промышленных предприятий в силу сложных, многозадачных условий контракта порой не в состоянии проконтролировать абсолютно всех своих сотрудников, действия которых могут привести к нарушениям, следовательно руководитель в таком случае будет привлечён к ответственности за случайное стечение обстоятельств, то есть за неосторожные действия. Очевидно, что степень общественной опасности умышленного нарушения условий гособоронзаказа и по неосторожности явно различная, во втором случае бесспорно не должна оцениваться как преступная. По этой причине неосторожные деяния в указанной сфере правоотношений должны быть декриминализованы", — уточнил Гуканов. Поэтому в новые статьи нужно внести уточнения об умышленном характере нарушения контракта, считает он.
Во-вторых, к ответственности также привлекаются лица, не причинившие какого-либо ущерба, но допустившие формальное нарушение условий гособоронзаказа. Теперь всего один день просрочки по договору может закончиться уголовным наказанием для тех руководителей, которые ранее имели административное правонарушение за те же действия. По мнению Александра Гуканова, в законе нужно ввести понятие "тяжкие последствия" как основное условие привлечения к уголовной ответственности.
Адвокатское бюро "Промбизнесконсалтинг" много лет специализируется на работе, поддержке, а также защите бизнеса и предприятий ВПК, строительной отрасли, в сфере банковских интересов, таможенного регулирования и IТ-технологий с уголовной спецификой. И здесь констатируют: пока предприятия в редких случаях прибегают к привлечению специалистов с криминалистическими знаниями, которые в отличие от корпоративных юристов способны анализировать ситуацию более широко, предоставляя дополнительные правовые инструменты для достижения целей как в рамках арбитражного процесса, так и в иных видах судопроизводств.
Сегодня зона ответственности в работе с госзаказом, которую отличает повышенное внимание регулирующих органов, расширилась благодаря новым статьям УК РФ. Однако уголовно-правовые риски можно предотвратить. И это работа для опытных юристов.