Двенадцать нулей губернатора: Смольный достигнет заветного триллиона

Смольный провёл с депутатами нулевые чтения бюджета–2023. Обещанный губернатором "триллион" достигнут раньше времени, но восходящая динамика роста городских доходов, скорее всего, остановилась.

В ходе обсуждения власти не стали называть основные параметры будущего бюджета, то есть его доходы и расходы. Лишь по завершении нулевых чтений финансовый вице–губернатор Алексей Корабельников, выступая на 78–м канале, рассказал, что на 2023 год закладывается "по доходам чуть больше триллиона". Таким образом, поставленная губернатором задача довести бюджет до этой красивой цифры достигнута раньше срока, который был назначен на 2024 год (когда, кстати, должны состояться его выборы).
Одновременно Смольный готовит корректировки в бюджет текущего года, по которым его доходы вырастут с запланированных 890 млрд рублей до 1,074 трлн. То есть задача выполнена уже в этом году, и по сравнению с ним динамика в следующем уже не будет столь впечатляющей.
"Мы сейчас оцениваем следующий год на уровне этого года по доходам, имея в виду, что год будет непростой. Ориентируемся, что какого–то существенного прироста по сравнению с 2022–м не будет. В целом мы достаточно консервативно к этому вопросу подходим. Если будут какие–то сверхплановые доходы в течение следующего года, будем выходить на корректировку бюджета", — заявил Корабельников в эфире. В текущем бюджете планы по доходам на следующий год составляли 978,8 млрд рублей.
Осторожность в оценках перспектив следующего года обусловлена тем, что существенным драйвером роста доходов в нынешнем стал налог на прибыль организаций. Только "крупнейший налогоплательщик", как изящно сформулировал на нулевых чтениях замруководителя УФНС по Петербургу Владимир Полежаев, принёс в бюджет 158 млрд рублей. Однако, по его словам, на следующий год "крупнейший налогоплательщик" не закладывает "платежей, адекватных этому году". В 2023 году, по оценкам ведомства, поступления от налога на прибыль просядут на 15,6%.
"Сложности и экономические трудности будут нас преследовать и в конце этого года, и в начале следующего, но рассчитываем на то, что в следующем году мы пройдём фазу спада и экономика будет восстанавливаться", — всё же надеется Корабельников.

Пятая часть бюджета

В чём власти точно уверены, так это в том, что размер адресной инвестиционной программы (АИП) в следующем году составит 204 млрд рублей, фактически пятую часть бюджета. Это рекордная для него доля в городской казне — по словам Алексея Корабельникова, "такого не было никогда". В текущем бюджете АИП 2023 года планировалась на уровне 161,7 млрд рублей, а в этом году составляет 133,4 млрд рублей.
Городские финансисты соглашаются, что инфляционная составляющая в новой АИП присутствует, поскольку стройматериалы подорожали на 30–40%. "Но мы много объектов начинаем строить и в дорожной сфере, и в социальной: акцент на школы, детсады и поликлиники", — отметил Корабельников.
Вероятно, АИП ещё подрастёт, если Смольный одобрит пожелания комитетов. Но финансово он поддержит лишь небольшую часть запросов.

Есть такое мнение

Однако суть нулевых чтений — не в презентации бюджета, а в обсуждении с депутатами так называемых дополнительных потребностей. Это те расходы, которые главные распорядители (комитеты и районные администрации) просят дополнительно к своим базовым потребностям. Поскольку сейчас депутаты лишены возможности самостоятельно подавать поправки в бюджет ("ДП" писал, что любые предложения парламентариев нуждаются в одобрении губернаторской Бюджетной комиссии), единственный доступный для них способ повлиять на документ — предлагать главным распорядителям включить свои пожелания в их доппотребности.
Однако и на этапе нулевых чтений мнение депутатов имеет рекомендательный характер: сами доппотребности формулируют главные распорядители, а одобряет их Комфин.
Традиционно заявок на дополнительные деньги гораздо больше, чем может попасть в бюджет, и это уже нормальная практика. В 2021 году чиновники запросили 260 млрд рублей, в этом — уже 316 млрд, из которых 240 млрд — по текущим расходам, а 76 млрд — по адресной инвестиционной программе. Но Комфин относится к ним придирчиво.
"Многие вещи заявляются на уровне идей и прожектов. Нам же важно, чтобы на каждую цифру было обоснование, чтобы была уверенность, что деньги будут потрачены, и потрачены эффективно. Отделить зёрна от плевел — задача, которую мы решаем в рамках подготовки проекта бюджета и в рамках нулевых чтений", — заявил Алексей Корабельников, отметив, что в определённой степени дополнительные заявки будут поддержаны. Пообещал прислушаться и к депутатскому мнению.

Кто сколько может

Одни из самых больших "аппетитов" в этом году у комитета имущественных отношений (КИО). На приобретение жилых помещений в собственность города в рамках программы "Обеспечение доступным жильём и жилищно–коммунальными услугами жителей Санкт–Петербурга" он дополнительно запросил 56,3 млрд рублей. Ещё 2 млрд требуется на приобретение жилья, которое по договорам соцнайма предоставляется сиротам. В рамках госпрограммы "Социально–экономическое развитие территорий Санкт–Петербурга" КИО запросил 11 млрд рублей.
Комитету по транспорту дополнительно хотелось бы 38 млрд рублей, главным образом на субсидии государственным перевозчикам: Петербургскому метрополитену (7,3 млрд), "Горэлектротрансу" (6,7 млрд) и "Пассажиравтотрансу" (6,8 млрд). Всем трём деньги нужны на новый подвижной состав.
Комитету по здравоохранению не хватает почти 36 млрд рублей, самые большие цифры — в графах фондов ОМС. В частности, для закрытия дефицита по оказанию медицинской помощи нужно 16,7 млрд рублей.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) сформулировал заявку на дополнительное финансирование в 2023 году в размере 19,5 млрд рублей. Не хватает 6,2 млрд на текущий и 2 млрд на капитальный ремонт дорог, чтобы довести долю региональных дорог в нормативном состоянии до 85%. Траты по ремонту трамвайных путей комитет предлагает увеличить до 4 млрд с предусмотренных 2,2 млрд.
АИП КРТИ на 2023 год предварительно составляет 90 млрд рублей. К 36,2 млрд, которые пойдут на строительство и реконструкцию дорог, комитет дополнительно просит ещё 6,7 млрд. В частности, на Витебскую развязку, она же первый этап Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), Шкиперскую развязку с ЗСД, на подготовку территории под второй этап ШМСД — от Витебского проспекта до Союзного.
Глава комитета по благоустройству Василий Пониделко в ходе нулевых чтений бюджета сообщил, что его комитету дополнительно нужно 9,77 млрд рублей. 28% (2,73 млрд) от этой суммы необходимо на закупку дорожной техники, ещё 14% — на содержание зелёных насаждений общего пользования. Жилищный комитет запросил дополнительно 6 млрд рублей в 2023 году на капитальный ремонт. Все эти деньги хотят направить на лифты.
Комитету по промышленной политике, инновациям и торговле на развитие промышленности и торговли требуются дополнительные 6,7 млрд рублей. Львиная доля этой потребности пойдёт на докапитализацию фондов, которые выдают льготные кредиты бизнесу.
Комитет по охране памятников попросил дополнительные 608 млн рублей, преимущественно на реставрацию объектов культурного наследия. Комитет по градостроительству и архитектуре хотел бы получить более 344 млн рублей. Большая часть, 161 млн, нужна на создание 3D–модели подземного пространства, в которой были бы отражены все коммуникации. КГА нужно расширить штат своего подведомственного учреждения сразу на 100 человек. Отдать эту работу на аутсорс нельзя из–за секретности собираемой информации. Вероятно, новых сотрудников возьмут в находящемся в стадии ликвидации из–за задолженности ГУПе "Ленгипроинжпроект".
Базовые потребности главных распорядителей — около 800 млрд рублей. Соответственно, если доходы составят триллион, дополнительно можно будет профинансировать 200 млрд. Это если бюджет будет бездефицитным. Впрочем, с учётом феноменального роста доходов в этом году, которые город, скорее всего, не успеет полностью потратить, что–то останется и на следующий.
Ряд вопросов вызвал дискуссию на нулевых чтениях. У комитета по контролю за имуществом в заявке значились холодильники и кофемашины, но потом их убрали. Вообще к комитету были вопросы по поводу медленного сноса незаконно установленных ларьков. В ходе нескольких встреч с руководством комитета по здравоохранению была выработана совместная позиция по формированию дополнительных потребностей в финансировании для нужд учреждений отрасли. В ряде случаев мы просили поддержать те или иные просьбы комитетов, которых не было в контрольных цифрах проекта бюджета, при условии наличия средств. Так, комитет по образованию попросил 3 млрд на закупку новых учебников, так как федеральный закон предполагает, что учебники будут заменены. Но когда это требование должно вступить в силу — неизвестно. Поэтому комитет финансов эти расходы не поддержал и сказал, что одобряет только 600 млн для новых школ. Депутаты просили поддержать заявку в полном размере. Были вопросы по свалкам, когда районные администрации просили деньги на них, мы спрашивали, почему этим занимается не комитет по природопользованию. Мы часто видим, как свалки стоят по нескольку лет, а в районах говорят, что их ликвидация — долгий процесс: надо разработать проект, согласовать… Поэтому мы будем обращаться к губернатору, чтобы эти вопросы передали комитету.
Михаил Барышников
глава бюджетно–финансового комитета ЗакСа
На мой взгляд, прогнозная цифра триллион рублей довольно умеренная. Не консервативная, но достаточно реальная. Некое проседание уже ведь случилось: в Петербурге всегда главным источником доходной части бюджета был налог на доходы граждан, НДФЛ, но в последнее время на первый план вышла прибыль предприятий. Как и работающие граждане, предприятия тоже могут находиться в сложном положении, но пока это сильно не отразилось. Почти 50% наших граждан работает в бюджетном секторе, и многие петербургские предприятия либо являются чисто государственными, либо ими становятся, либо тесно взаимодействуют с государством с точки зрения заказов и производственной программы. Поскольку таких заказов явно не будет меньше, возможно, даже и больше, это является основанием предположить, что доходы петербургского бюджета с точки зрения его наполнения основными источниками могут слегка увеличиться, в том числе в 2023 году. Никакого особого проседания не стоит ждать. В Петербурге много самозанятых граждан и малого бизнеса. Этот источник доходов подвержен большей волатильности, может произойти снижение всей суммы налогов, которую выплачивают данные категории. Это подвижный фактор для доходной части бюджета. Налоги со стороны сферы недвижимости — тоже знаковый источник доходов петербургского бюджета, поскольку это основной ресурс, которым обладает наш город. На этом рынке наблюдаются колебания, связанные не только с доходами граждан, которые продают и покупают недвижимость, но и с государственной политикой в части субсидирования кредитов по ипотеке. Это важный элемент доходов бюджета. Так же как и с налогами со стороны малого бизнеса, тут тоже возможны колебания. Это те факторы, которые довольно трудно спрогнозировать. Жизнь показывает, что изменились и доходы со стороны сферы услуг, в том числе туризма, хотя и восстанавливается турпоток. Но он в основном отечественного происхождения, здесь тоже возможны некие колебания как в одну, так и в другую сторону.
Нина Одинг
руководитель исследовательского отдела "Леонтьевского центра"