Сберечь ресурс: импортозамещение для промышленности и коммерческого транспорта

"Ситуация немного улучшилась с 2014 года" — приблизительно так в общих чертах эксперты характеризуют ситуацию с переходом на российские продукты в сегментах промышленного оборудования и коммерческого транспорта. Здесь долгие годы целенаправленно складывалась высокая зависимость от импорта.

Так, по данным Национального союза поставщиков оборудования и инструмента для металлообработки, в этой сфере за 8 лет доля зарубежного оснащения, а именно станков, сократилась с 90 до 70%. Такой же показатель для своего рынка озвучивает Национальное объединение производителей строительных материалов и строительной индустрии.
Эксперты уверены: быстро освоить полный цикл производства необходимого оборудования, а также расходных материалов не получится. В ближайшие 5 лет сохранится потребность нашей промышленности в станочном парке европейского качества. И если говорить не о локализованной сборке импортного оборудования, а именно о "перезапуске" отечественного станкостроения, то параллельно необходимо решать проблему дефицита кадров: готовить профессионалов, которые будут проектировать и создавать продукт, организовывать его выпуск на российских предприятиях.
Автор: Freepik
О чём говорят эти цифры? Во-первых, о высоких рисках, связанных с поставками оригинальных запчастей и возможностью своевременно производить ремонт. Что влечёт за собой простои оборудования и убытки для предприятия. Другой гранью этой темы является регламентное техобслуживание: зачастую паспорт импортного станка предписывает применение конкретных материалов, в том числе смазок и масел, обеспечивающих его бесперебойную работу. И сегодня большинство из них тоже оказались в списке дефицитных зарубежных товаров. Учитывая, что без применения смазочных материалов в строго определённые периоды станок долго не проработает, их отсутствие на производстве также поставит часть процессов на стоп.
Приблизительно такая же ситуация складывается в сегменте коммерческого транспорта. Вывода два: текущие условия диктуют более бережную эксплуатацию оборудования — в ресурсосберегающем режиме, а кроме того, нужны российские аналоги той продукции, которая позволит обеспечить плановую работу предприятия.

Превзошли ожидания

Российские промышленники и транспортники довольно оперативно взялись за решение вопроса с поиском продукции, позволяющей сохранить и приумножить ресурс основных производственных фондов и автопарка. И в этом смысле рынок смазочных материалов был готов к высокому спросу. Курс на импортозамещение здесь был взят давно. Уже к началу 2022 года широкий ассортимент продукции отечественного рынка был способен закрыть почти все потребности как реального сектора экономики, так и сегмента мобильной техники. Как говорят эксперты, сегодня всё большее количество предприятий переходит на товары российского производства.
И привлекают они не только удобными сроками поставок. Но также конкурентной ценой в сравнении с импортным предложением. А сокращение издержек обеспечивают отсутствие отплаты таможенных пошлин, услуг зарубежных поставщиков, перевозка груза на более короткие расстояния. Кроме того, отечественные производители повышают уровень сервиса: предлагают комплексные решения, индивидуальный подход к запросу клиента, квалифицированные консультации по применению продукции. Получается целесообразно и выгодно.

Не чинить, а сохранять

Но главное — отечественные разработки рынка смазок, СОЖ и масел отвечают самым высоким требованиям ведущих мировых производителей специализированного оборудования и коммерческого транспорта. В последние десятилетия он развивался стремительными темпами. Поэтому уже есть российские продукты, которые по своим эксплуатационным характеристикам превосходят зарубежные аналоги.
Особенно это касается линеек инновационных решений. Они позволяют оптимизировать производственные процессы, продлить жизнь техники, повысить её эффективность, увеличить межсервисные интервалы. И как следствие — снизить расходы на обслуживание, а значит, сохранить и приумножить финансовые средства владельцев автомобилей, станков и механизмов. Такие продукты отлично себя показывают даже при применении на самом современном и нагруженном оборудовании.
Снижение износа оборудования и автомобильной техники в условиях дефицита запасных частей к импортной продукции становится важной задачей для бизнеса. В связи с этим особое значение для сохранения производственного потенциала и транспортной безопасности приобретают профилактика поломок и альтернативный классическому безразборный ремонт транспортных средств.
В этом направлении работает несколько российских производителей. Например, ставку на инновационные технологии делает компания "СУПРОТЕК". Причём с момента своего основания — в этом году холдингу исполнилось 20 лет. Опираясь на собственный научный и технический потенциал, эти предприятия в короткие сроки сумели предложить реальному сектору экономики качественные продукты взамен зарубежных.

Глубинное импортозамещение

Впрочем, ситуация с уходом зарубежных компаний и сложностями с поставками затронула и производственный процесс в самих компаниях, предлагающих импортозамещающую продукцию на рынке смазочных материалов. Предприятиям пришлось искать для создания своих рецептур опять же исключительно отечественные компоненты и ингредиенты, а также новые логистические схемы поставок сырья. Кроме того, перед многими компаниями встал вопрос проработки новых схем отгрузки продуктов заказчикам из разных регионов.
И здесь выиграли компании, у которых уже была своя развитая дилерская сеть. К таким относится "СУПРОТЕК" — у этого холдинга есть представительства буквально во всех регионах страны. Поэтому предприятие может предлагать своим клиентам максимально удобные варианты поставок: в зависимости от потребностей в конкретном продукте, объёма партии закупки, площади помещений для хранения и т.д.
В холдинге "СУПРОТЕК" отмечают, что, несмотря на столь позитивный задел, объёмы производства импортозамещающих продуктов пока несколько отстают от многократно выросшего спроса на них. Но игроки рынка, и компания "СУПРОТЕК" здесь также занимает первые позиции, ищут и находят схемы финансирования, направляют собственные и привлечённые инвестиции в масштабирование производств, чтобы в своей сфере закрыть потребность в отечественных продуктах для промышленности и транспорта.