Лизинговые компании пересмотрели прогнозы на этот год: совсем недавно прирост нового бизнеса оценивался в 1–2%, сегодня — уже почти в 10%. Особенно в сегментах, в которых поставщиков из недружественных стран удалось заместить на китайских.
Лизинговые компании подводят итоги за 9 месяцев текущего года. Спрос на эту финансовую услугу поддерживается благодаря реализации инфраструктурных проектов, строительству жилья и обновлению автопарков перевозчиков. Практически во всех сегментах растёт число поставщиков подержанной техники и экспортёров из Китая.
Инфраструктурный рычаг
По оценке "Эксперт РА", за первые 6 месяцев текущего года совокупный объём нового бизнеса лизинговых компаний в Петербурге вырос год к году на 4%, до 76 млрд рублей. За аналогичный период 2021–го рынок по сравнению с 2020–м вырос в 2 раза.
Большинство лизингодателей после трудных весны–лета текущего года, когда росли ставки по банковским кредитам и рвались логистические цепочки, постепенно восстанавливают свою деятельность.
Размер лизинговой ставки напрямую зависит от ключевой ставки Банка России, поскольку она влияет на стоимость денег. Поэтому труднее всего в период роста ключевой было небанковским лизингодателям.
"Фондирование в текущем году выглядит как катание на “американских горках”, с чувством страха на подъёме и эйфорией на спуске, — говорит Евгений Марков, руководитель отдела развития компании “Роделен”. — Но это скорее фактор, тормозящий развитие лизингового рынка. Резкие колебания ключевой — всегда проверка на стрессоустойчивость. С её снижением, конечно, фондирование дешевеет, но пока ещё падение не дошло до того комфортного уровня, позволяющего расти компании и рынку в целом".
"Мы столкнулись с разнонаправленным движением ставок у банков–партнёров. Все по–разному повышали и снижали, видимо исходя из собственных возможностей и аппетитов, — рассказывает Александра Христофорова, управляющий компании “Петербургснаб”. — Есть банки, которые очень корректно и своевременно реагировали на изменение ключевой, а есть такие, которые повысили ставки и “забыли” потом снизить".
Вместе с тем спрос на рынке постепенно восстанавливается: по отдельным направлениям лизинговые компании за 9 месяцев 2022 года зафиксировали прирост по сравнению с прошлым годом, что позволит им компенсировать сокращение в автосегменте.
Как пояснили в "Балтийском лизинге", на четверть вырос объём нового бизнеса в сегменте строительной и дорожно–строительной техники. В Петербурге на 22% вырос объём нового бизнеса в сегменте АПК, на 19% — в медицинском оборудовании и в 5 раз — в полиграфии.
"Ситуация продолжает оставаться неопределённой, но уже позволяет планировать и реализовывать стратегию развития компании", — считает Марков.
"Инфраструктурные и национальные проекты положительно влияют на рынок. Потребность в технике сохраняется во всех ключевых отраслях: строительной, дорожно–строительной, транспортно–логистической, лесозаготовительной, добывающей, — отмечает Артём Киселёв, директор по продажам продуктов автолизинга “ВТБ Лизинг”. — Наиболее динамично в Петербурге развивается лизинг ж.–д. транспорта, грузового автотранспорта и техники".
По его оценке, в текущем году в городе автолизинг востребован компаниями из различных сфер деятельности. Так, дорожно–строительному предприятию была профинансирована покупка техники для строительства скоростной автомобильной дороги М–12 Москва — Казань — Екатеринбург, а для местного оператора по обращению с отходами — мусоровозы ISUZU и JAC.
Усиление Поднебесной
Продолжается и экспансия китайского автопрома на рынок РФ. "Замещение происходит во всех сегментах — дорожной, строительной, легковой технике, — продолжает Киселёв. — Китайские производители начали поддерживать своё присутствие на рынке России собственными импортёрами, формировать обширную дилерскую сеть, обеспечивать обслуживание машин и поставку запчастей". По его словам, в "ВТБ Лизинг" за 9 месяцев доля легковых машин китайских марок в новом бизнесе выросла с 2 до 12%, грузовых — с 9 до 20%, спецтехники — с 34 до 52%.
В "Балтийском лизинге" доля сделок с китайскими авто выросла более чем в 5 раз, с 3 до 16%.
"Власть сменилась. Как на авторынке — Chery и Geely активно зашли на рынок вместо европейцев, американцев и японцев, так и в сегменте строительной техники башенные краны Leabherr и Potain были заменены китайскими Zoomlion и XCMG, — рассуждает Христофорова. — Они успешно встают на стройки, нет проблем с запчастями, качество и цена клиентов устраивают".
"Наибольшее импортозамещение техникой китайского производителя мы наблюдаем в сегменте строительной спецтехники. Происходит плавное смещение от европейского к китайскому, — солидарен Марков. — В 2023 году мы прогнозируем увеличение доли техники made in Сhina и возможное смещение европейских производителей с позиций, которые всё ещё занимают значительную долю рынка".
Параллельно с китайскими поставками на рынке усиливается сегмент подержанной техники. Как и в начале 2000–х, с ростом курса доллара сегодня спрос на б / у оборудование растёт как естественный ответ на уход брендов, дефицит и увеличение цен.
"Перепродажа идёт на внутреннем рынке иностранного оборудования, ввезённого до известных событий, — рассказывает Христофорова. — Что касается ввоза восстановленного оборудования из Европы, то сейчас наблюдается какое–то затишье, но некоторым поставщикам удаётся завозить по “обновлённым” логистическим каналам".
"Мы наблюдаем спрос на сегмент подержанной техники из–за недостатка на рынке новой по разумным ценам. Очевидно, что сложная геополитическая обстановка повлияла на ситуацию с наличием новой техники западного производства, а на рынки Китая ещё не все успели переориентироваться", — подтверждает Марков. По его словам, в 2023 году ожидается дальнейший, но не резкий рост сегмента б / у, до момента стабилизации рынка.
"Рынок трансформируется. Среди крупных игроков появляются программы по китайским автомобилям и даже электромобилям. Многие компании начинают менять критерии оценки рисков и снижают требования по авансам, ликвидности предмета лизинга, так как конкуренция становится сильнее и борьба за хорошего лизингополучателя обостряется", — считает Христофорова. Большинство экспертов ожидают небольшого роста рынка в первой половине 2023 года, сопоставимого со стагнацией. Восстановление может произойти во второй половине будущего года при условии роста спроса на б / у технику, увеличения скорости замещения продукции западного производства отечественными и китайскими производителями, повышенного спроса на возвратный лизинг.
“
Рынок находится в сложной ситуации. Игрокам трудно адаптироваться к постоянно меняющимся обстоятельствам. Долгосрочного прогнозирования сейчас нет, поэтому планируем от достигнутого, принимаем решения исходя из сегодняшнего дня. Сложившаяся ситуация — в большей степени поиск новых возможностей и ответы на вызовы. По итогу 9 месяцев мы видим, что лизинг остаётся востребованным. Это инструмент, способный поддержать экономику. Произойдёт перенастройка отрасли. Будут развиваться сегменты, завязанные на жизнеобеспечение и работу с инфраструктурными проектами, а также проекты, связанные с созданием и расширением производств по импортозамещению.
Андрей Бугров
руководитель петербургского дивизиона "Балтийского лизинга"
“
По итогам 9 месяцев доля б / у предметов лизинга в новом бизнесе составила 19%. Спрос на них мы отметили ещё в конце 2020 года, когда начал проявляться дефицит новых основных средств из–за остановки заводов в связи с пандемией и нарушением цепочки поставок. Автотранспорт с пробегом сейчас приобретается в основном в двух сегментах, где нет качественной замены новым имуществом: это легковые автомобили сегмента премиум и грузовые тягачи европейских марок. Отмечу, что в целом спрос глобально не изменился. По–прежнему — грузовые и легковые автомобили, спецтехника и оборудование. Но поменялась техника, изменились марки, хотя в целом структура портфеля и портрет клиента остались прежними.
Руслан Моллаев
региональный директор по СЗФО компании "Интерлизинг"