Зарплатой не вышли: как формируются бюджеты Петербурга и Москвы

Бюджет Петербурга по большей части формируется за счёт сборов с бизнеса. В Москве — иначе, там основной источник поступлений — налог на доходы физлиц. Москвичи с их высокими зарплатами обеспечивают 46% доходов города.

Через неделю ЗакС Петербурга рассмотрит бюджет–2023 во втором чтении. В Москве он уже принят, а в Ленобласти приступают к рассмотрению только сегодня. "ДП" сравнил главные финансовые документы регионов.
Внесённый в конце октября в ЗакС бюджет города на 2023 год к началу текущей недели уже изменён губернаторской поправкой (формально она должна быть ещё принята, но в том, что это случится, никто не сомневается).
Теперь параметры бюджета выглядят так: доходная часть урезана на 9 млрд рублей, до 1,048 трлн рублей, расходы, напротив, увеличены на 26 млрд, до 1,195 трлн рублей. Таким образом, дефицит казны вырос с изначальных 113 млрд до 147 млрд рублей.
Бюджет принимается на предстоящий и два последующих года. Трёхлетнее планирование должно помогать бизнесу, завязанному на государственные контракты. И самим чиновникам — как минимум чтобы наделить их уверенностью в финансировании долгосрочных проектов. Впрочем, никто не запрещает цифры менять. Так, утверждённые в ноябре 2021 года параметры бюджета Петербурга на 2022, 2023 и 2024 годы сейчас, в текущем планировании на предстоящую трёхлетку, существенно скорректированы. Доходная часть, например, увеличена на 22%, 7% и 9% соответственно. Расходы — на 8%, 14% и 7%.
В Москве аналогичная ситуация: изначальный бюджет на 2022 год на сегодня по доходам увеличен на 2%, по расходам — на 5%. Изменения в статьях на 2023 и 2024 годы — порядка 10%. В Ленобласти сегодня депутаты приступят к рассмотрению проекта бюджета в первом чтении, в нём предполагается увеличить расходную часть на 2024 год на 18% от планов, которые были в прошлом году.
Объективно корректировки нельзя считать ошибками планирования: кто же из чиновников мог предполагать, что в августе 2021–го в Петербург перерегистрируется "Газпром", неожиданно увеличив доходную часть в виде налога на прибыль? Или что сегодня придётся изыскивать источники замещения выпавших доходов из–за ликвидации с 1 января 2023 года института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН)? В Петербурге зарегистрированы 11 компаний, входящих в группы, в Ленобласти — две.
Впрочем, "ДП" ещё год назад писал (см. №151 от 27.10.2021): общее федеральное настроение таково, что продлевать действие режима КГН не планируется. И потенциальные потери бюджетов Петербурга и Ленобласти, если ориентироваться на показатели 2020 года, уже тогда можно было прогнозировать в 12 млрд и 27 млрд рублей соответственно. Исходя из этой логики у чиновников было не менее полутора лет, чтобы пересмотреть источники наполнения бюджетов.
В итоге сегодня они отчитываются о том, что недополученные доходы компенсируются возросшими поступлениями в том числе от налогов на доходы физлиц, которые ощутимо растут. И от так называемых совокупных налогов — различных специальных режимов для малого бизнеса и самозанятых. При этом структура пополнения в регионах различна — столица ориентируется на высокие зарплаты топ–менеджмента. Петербург и Ленобласть — на налоги на бизнес.

Самозанятые платят

В Москве особо гордятся тем, что в структуре доходов бюджета на налог на совокупный доход приходится 6% — и в течение ближайших 3 лет цифра должна быть доведена до 12%. В Петербурге чиновники именно на нём внимание не акцентируют, хотя его доля в доходах казны составляет уже 7% (для сравнения: в Ленобласти 0,1%).
Основная составляющая там — упрощённая система налогообложения (УСН). В НК РФ указана максимальная сумма годового дохода 150 млн рублей, до достижения которой бизнес или ИП имеют право на УСН. В стандартном режиме это 6% от всех доходов или 15% с разницы "доход минус расход". Ежегодно Минэкономразвития увеличивает лимит на так называемый коэффициент–дефлятор. И если на 2022 год он был установлен в 1,096 (что повышает льготную сумму до 164,4 млн рублей годового дохода), то на 2023 год — уже 1,257 (188,6 млн). Фактически при официальной инфляции 13% федеральные чиновники проиндексировали будущие доходы предпринимателей на 15%. Тем самым гарантировав наполнение доходной части региональных бюджетов, так как обычные налоги распылились бы между ними и федеральным.
В перспективе наращивание доли и суммы налогов на совокупный доход обеспечат в том числе и самозанятые (1,11 млн человек в Москве и 0,4 млн в Петербурге на начало сентября 2022 года). Они перечисляют в региональный бюджет 4% от каждого поступления от физлиц и 6% — от юрлиц. Пока эти цифры несопоставимы с теми же плательщиками УСН, но, с другой стороны, раньше этой строки дохода в бюджетах в принципе не было.
Эксперимент стартовал в 2019 году — Москва вошла в число пилотных регионов, Петербург подключился лишь год спустя. Несмотря на разговоры, что режим позволил некоторым видам бизнеса злоупотребить, выводя из штата сотрудников, и экономить 30% на страховых взносах, ФНС РФ научилась пресекать подобные попытки. По факту среди самозанятых сегодня находятся те, кто получает дополнительный доход от оказания услуг и сдачи жилья в аренду.

Народные деньги

Есть знаковое отличие между особенностями наполнения бюджетов: в столице 46% доходов города обеспечивают физлица, платящие НДФЛ. В Петербурге доля этого налога в планах на 2023 год не превысит 38%. Несмотря на рост номинальной начисленной зарплаты, доля поступлений снизилась по сравнению с запланированными на 2022 год на 3 процентных пункта, с 41%. В Ленобласти этот показатель не превысит 23%. При этом номинальная начисленная зарплата в Ленобласти с 52,8 тыс. рублей в месяц в 2021 году вырастет к 2025–му на 38%, до 72,8 тыс. В Петербурге — на 33%, до 103,6 тыс., в Москве — на 44%, до 160 тыс. В Петербурге доходная часть бюджета на 35% состоит из поступлений от налога на прибыль организаций. В Москве в структуре доходной части бюджета на этот налог приходится 32%. В Ленобласти бизнес наполняет казну со своей прибыли на 40%. Впрочем, из–за нынешних событий именно здесь некоторые эксперты прогнозируют риски: прибыль компаний резко упала.

Дают — надо брать

С другой стороны, чиновники подготавливают себе возможность наращивать госдолг — это могут быть как коммерческие кредиты в банках, так и размещение облигаций на фондовом рынке. Исходя из заявленных показателей бюджета–2023 Петербург планирует наращивать долг с нынешних почти 91 млрд рублей до 209 млрд к 2025 году. В Ленобласти планируют увеличить его более чем в 8 раз, с 3 млрд до 25 млрд. Потолок, который установила себе Москва к 2025 году, — 633 млрд.
Впрочем, это всего лишь декларация о намерениях: почти все региональные бюджеты подводятся к верхней планке соотношения размера долга к доходам (в нашем городе это 15%). Занимать на фондовом рынке сегодня не всегда удаётся даже Минфину. С другой стороны, за отсутствием избытка ценных бумаг на рынке ряд аналитиков считает, что сейчас самое выгодное время для выпуска региональных облигаций.
Значительных отличий планирования бюджета региона от финансового планирования в бизнесе нет. И там и там работают люди, которые могут, например, немного занизить показатели, чтобы позднее консервативная оценка привела к сверхвыполнению плана. Или ошибиться с цифрой. Цена ошибок разная — регион всегда может попросить денег из федерального бюджета. А бизнес, не сумев занять денег у инвесторов или кредиторов, в самом критичном случае разорится. Бюджетирование это не только про деньги. Это ещё и понимание, куда движется компания. Помимо себя самого бизнес должен знать, в каком направлении развивается его регион — что из инфраструктурных проектов запланировано, что с транспортом, жильём. На мой взгляд, подавляющее большинство собственников не интересуются планированием госбюджетов. И незнание процессов со временем может сильно по ним ударить. Исходя из многолетних наблюдений, анализа деятельности разных компаний, выделяют кратко–, средне– и долгосрочный периоды. Бизнес сам определяет свой горизонт — год, три или пять. Малый и средний сегодня чаще всего видят себя не далее одного года. Потому что планировать на 3 года и больше им сложнее. Отсюда и ошибки — не просчитаны риски или слишком амбициозные планы. Но постепенно бизнес выстраивает правильное отношение с деньгами — запрос на финграмотность растёт.
Евгения Остапенко
Эксперт финансового сервиса "Контур.Пульс"
Коммерческие кредиты в любом случае более доходны, чем государственные облигации, даже если речь про муниципальные бумаги. Дефициты бюджетов Москвы, Петербурга и Ленобласти не выглядят чрезмерными. Видна плановая динамика в сторону снижения, соответственно, нет причин ждать какой–то особой премии за риск. Москва сейчас по своим трёхлетним бумагам платит не более 8,5% годовых, у Петербурга ставки чуть интереснее и превышают 9%. У Ленобласти торгуемых выпусков нет, но если бы были, то вряд ли сильно дальше 10%. Трёхлетние федеральные ОФЗ сейчас приносят 8,6% годовых. На сроках до года — 7,5%. Чтобы иметь ставки выше 9%, надо брать долги от 5 лет. То есть диапазон доходностей на рынке для одинаковых сроков не особо широк. Выбор среди инструментов с фиксированной доходностью упирается в то, насколько инвестор готов рискнуть и уступить в плане качества. На этом фоне, по статистике ЦБ РФ, сейчас крупный бизнес занимает на сроках более года по ставкам 8,4% годовых. Малый и средний — около 9,9%. Ставки у крупных игроков находятся на уровне доходности бондов Петербурга и Москвы, а малые могли бы быть сопоставимы с Ленобластью. С точки зрения инвестора бонды столичных городов — это надёжно, равноценно ОФЗ. И если хочется 1–1,5% доходности сверху, то это уже надо идти в коммерческие займы или искать проблемные регионы, где платят больше.
Валерий Емельянов
Эксперт по фондовому рынку "БКС Мир Инвестиций"
Исполнение бюджетов по итогам текущего года прогнозируется с дефицитом — 372 млрд рублей (Москва) и 21 млрд (Ленобласть). Часть дефицита Москва закроет облигационными займами, а Ленобласть — кредитами банков. Выходить на кредитный рынок в текущем году регионы не торопятся, несмотря на снижение ключевой ставки до 7,5%. За 9 месяцев 2021 года на рынок облигаций вышло несколько регионов, за 10 месяцев текущего — ни одного. У регионов есть существенный запас ликвидности. Кроме того, федеральный центр оказал поддержку: регионы полностью освобождены от погашения задолженности по бюджетным займам в 2022 году, дорогой коммерческий долг, уплата которого приходилась на 2022 год, замещён дешёвыми бюджетными кредитами. В течение года регионы стараются экономить на расходах на обслуживание долга, не привлекая дорогие коммерческие заимствования. К концу года, когда нужно возвращать казначейские кредиты и финансировать большую долю расходов, регионы выходят на кредитный рынок. Поэтому в конце года, возможно, на облигационном рынке мы увидим несколько традиционных игроков, в том числе Москву и Петербург. Москва планирует разместить облигации почти на 260 млрд, Петербург — на 70,7 млрд рублей. Ленобласти необходимы будут коммерческие заимствования в небольшом объёме — всего 3,5 млрд рублей, которые она планирует привлечь в виде банковских кредитов.
Татьяна Тирских
Младший директор по суверенным рейтингам "Эксперт РА"