Встал как вкопанный: вливания не ускорили строительство метро Петербурга

Смольный на собственном примере убедился, что сила не в деньгах: двукратное увеличение финансирования метростроения в этом году не привело к аналогичному увеличению объёмов строительства.

Чуть больше года назад в Смольном достаточно громко заявили о планах направить на развитие подземки почти 100 млрд рублей в ближайшие 3 года. Так, на 2022 год в ходе нулевых чтений бюджета в ЗакСе вместо 15 млрд рублей заявили 28 млрд, на 2023–й — 33,9 млрд рублей (вместо 18 млрд), на 2024–й — 32,4 млрд.
После того как ПАО "Газпром" перерегистрировалось в Петербурге, власти с учётом новых поступлений в бюджет и вовсе пообещали увеличить ежегодное финансирование метро до 50 млрд рублей. Остановились на том, что адресная инвестиционная программа города в отношении метро увеличилась в 2022 году с 28,3 млрд до 30 млрд рублей, в 2023–м — с 33,9 млрд до 55 млрд рублей, а в 2024–м — с 32,4 млрд до 55 млрд рублей.

Переоценка ценностей

Однако, как писал "ДП", вопросы были ещё к первоначальным 28 млрд рублей, которые планировалось освоить в 2022 году. Тогда теперь уже бывший глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Андрей Левакин пояснял "ДП", что привычных 15 млрд рублей хватит на то, чтобы продолжать уже начатые работы на оранжевой и коричневой ветках. "Основная задача доппотребности — обеспечить заделы. Коллеги получат контракты и начнут одновременно работать в разных направлениях", — говорил Левакин.
На деле удалось сделать только финансовые заделы. При осенней корректировке бюджета 2022 года на прошлой неделе губернатор Александр Беглов предложил срезать 17 млрд рублей со строительства метро. Это больше половины от того, что изначально закладывали в программу.
Ранее стало известно, что расходы на строительство метрополитена в бюджете Петербурга на 2023 год планируется урезать почти вдвое: с 55 млрд до 30 млрд рублей. Именно эта сумма предусмотрена в проекте бюджета по итогам первого чтения.
Опрошенные "ДП" эксперты называли сумму 28 млрд рублей в год весьма большой, под которую нет производственных мощностей. Даже когда всё было хорошо у старого "Метростроя", он осваивал по 18 млрд рублей в год.
"Необходимо года два интенсивной подготовки как по мощностям, так и по проектам, чтобы выйти на такие объёмы, как 50 – 60 млрд рублей в год. Сразу было понятно, что эта сумма велика, её ещё нужно переварить. Поэтому текущая цифра 30 млрд в бюджете 2023 года как раз более приближена к реальности", — говорит источник "ДП" в транспортном блоке Смольного.

Бумаг не хватает

"ДП" ещё 2 года назад писал о серьёзной проблеме: запас проектной документации для строительства метро в Петербурге практически отсутствует. Перспективное проектирование не велось даже по тому объёму, который необходим городу. А если не будет проектов, нечего будет и строить, если вдруг на это найдут деньги. Так и сложилось: деньги нашли, а готовой документации, по которой можно строить, не оказалось. Добавились к этому и внешнеполитические проблемы.
"Отсутствие готовой документации — одна из основных проблем, которая на сегодня сдерживала динамику строительства метро, — заявили “ДП” в “Метрострое Северной столицы” (МССС). — Совместно с городом мы разработали долгосрочный план по проектированию новых станций, который позволит сформировать задел по исходно–разрешительной документации для новых проектов".
Один из ярких примеров — продолжение зелёной и фиолетовой веток на север за "Беговую" и "Комендантский проспект". В момент, когда МССС наделяли статусом единственного поставщика по строительству метро в Петербурге в октябре 2021 года, документация в полном объёме по ним ещё не была готова, причём в силу бюрократических нюансов. Но предполагалось, что, пока МССС входит в дела, она подоспеет и в мае–июне 2022 года можно будет приступить к проходческим работам.

С надеждой на будущее

Документация не готова в полном объёме до сих пор, но обещают, что вот–вот подоспеет. Оправдать её отсутствие могут только трудности с ремонтом проходческого 10–метрового щита "Надежда", специально возвращённого из Москвы для строительства этих двух веток. События на Украине вмешались в процесс доставки запчастей из Германии, необходимых для ремонта машины. В итоге только на прошлой неделе с шестого раза удалось найти подрядчика, готового заняться санацией.
"В этом году генподрядчик также столкнулся с трудностями, которые носили общий характер для строительной отрасли, — это рост цен на материалы и оборудование, срыв отдельных поставок, уход некоторых производителей и поставщиков с рынка. Впрочем, на сегодня мы можем говорить, что основные проблемы успешно решены и поставки идут стабильно", — прокомментировали в МССС.

Планы на планы

Помимо проектов продолжения зелёной и фиолетовой веток на север за "Беговую" и "Комендантский проспект" в высокой стадии готовности сегодня находятся проекты по участку оранжевой ветки до станции метро "Кудрово" с электродепо "Правобережное", а также участкам коричневой ветки от "Путиловской" до "Каретной" и от "Казаковской" до "Доблести". По участкам зелёной и оранжевой веток проекты планировок территории (ППТ), без которых не получить положительное заключение экспертизы на проекты, уже утверждены, сообщили "ДП" в КРТИ.
Также в КРТИ отметили, что комитет приступил к формированию проектного задела. На ближайшую перспективу, до 2027 года, организована работа по актуализации ранее выполненной проектной документации — как раз она упомянута выше.
"Кроме того, КРТИ, согласно поручениям губернатора и в соответствии с решениями на штабе по перспективному развитию метрополитена Петербурга, организована работа в части развития Кольцевой линии метрополитена на участках “Большой проспект — 2” — “Лесная–2”, “Лесная–2” — “Ладожская–2”. Заключены контракты на выполнение предпроектных работ (технико–экономическое обоснование), что позволит спланировать строительство новых станций метрополитена до 2031 года", — добавили в КРТИ.

Роботы–разрушители

Одновременно с сокращением бюджета по метро Александр Беглов предложил добавить в этом году МССС 14,1 млрд рублей в качестве инвестиций на выкуп у старого "Метростроя" оборудования и производственных баз. Что косвенно говорит ещё об одной проблеме, тормозящей развитие подземки.
В МССС "ДП" сказали, что работать станет, безусловно, проще, если будут выделены данные средства.
"В следующем году мы продолжим реализацию программы по закупке строительной и горнопроходческой техники. Помимо традиционного оборудования, которое используется в метростроении, упор будет сделан на автоматизацию некоторых процессов. В частности, планируем внедрение роботов–разрушителей, обновить парк тюбингоукладчиков и породопогрузочных машин, автоматизировать процесс бетонирования", — прокомментировали в МССС.
Напомним: часть техники, с которой сейчас работает новый "Метрострой", была взята в аренду у прежнего городского подрядчика, в том числе щит "Надежда". На покупку техники Смольный год назад инвестировал в МССС 7,1 млрд рублей.
Собеседники издания также отмечают, что новому "Метрострою" не хватает для хороших темпов работы порядка 10 тыс. человек, желательно со спецификой метростроения. Сейчас численность предприятия составляет чуть больше 3 тыс. На фоне нехватки кадров можно было бы задуматься и о новых технологиях строительства, позволяющих не только задействовать меньше людей, но и повышать при этом темп работ. Речь, в частности, об использовании 10–метровых и 13–метровых проходческих щитов, что может увеличить механизацию процесса до 70%. В частности, использование "Надежды" при строительстве участка зелёной ветки до "Беговой" сэкономило минимум 1,5 года.
Что можно сделать, чтобы в Петербурге наконец начали строить метро? Сделать нельзя ничего. В то же время сделать можно всё, но нужно приложить усилия. Город и руководство города метростроением не занимаются. Даже подрядчику не дают это делать. Меня раньше спрашивали: кто строит метро в Москве? Я отвечал: "Два человека: Собянин и Хуснуллин". Сейчас разве что Хуснуллин ушёл в правительство работать. Они все вопросы решали: у них свои технические условия, своя экспертиза и прочее. В Москве занимаются этим вопросом, и дело тут даже не в деньгах. Сейчас, чтобы уложиться в планы Смольного, нужно по три станции в год пускать. Мы за последние 3 года ни одной не пустили. И сегодня практически ни одна станция не проектируется. И технологии строительства нужно менять. Выдавать соответствующие технические задания. Обо всём этом мы властям говорим, даём свои предложения. Нам ничего в Смольном не отвечают. Никто вообще не занимается метростроением сегодня. Чтобы что–то сдвинулось, заниматься этим должен губернатор. Все думают, как бы отсидеть 5 лет, чтобы не посадили, и уйти нормально. И кого интересует это метро? Вообще никого.
Сергей Алпатов
гендиректор СРО "Подземдорстрой"
Без метро, строительство которого никак не могут активизировать, действительно никак, всё–таки это главный вид магистрального городского транспорта в Петербурге. Это отлаженная и хорошо работающая система, которую логично развивать, а не искать ей замену. На ряде направлений нет альтернатив развитию метрополитена, так как провозной способности трамвайных линий там будет недостаточно, а удобно расположенные наземные ж.–д. линии и станции отсутствуют. При этом метро не может быть эффективно без других видов транспорта. Например, в Пушкин или Колпино нет смысла строить метро, там есть железная дорога, которую можно развивать. Тогда как качественное транспортное обслуживание Юго–Запада или областного Кудрово без метро невозможно.
Илья Резников
эксперт транспортного развития территорий ООО "Лабград"
Чтобы в Петербурге, наконец, начали строить метро, нужно изменить всё. От жителей, которые бесконечно терпят непрофессионализм и пренебрежение чиновников, до самих чиновников, цель которых состоит не в том, чтобы сделать жизнь лучше, а в том, чтобы "освоить" потёмкинские деревни. Но, увы, это мечты. Для начала можно хотя бы сменить транспортные власти, структуры, отвечающие за целеполагание развития этой области — Центра транспортного планирования и НИПЦ Генплана. Пока там сидят люди с автомобилецентричным воззрением, так и будет "околоноля" в графе "метростроение".
Иван Вергазов
транспортный инженер