Ловкое положение: Литва постепенно обретает статус регионального газового узла

Автор фото: EPA/Vostock-photo

Прибалтийская страна получит дополнительные доходы, но увеличить масштабы транзита вряд ли получится.

Компания Amber Grid, оператор газотранспортной системы Литвы, сообщила, что без учёта транзита в Калининградскую область с января по сентябрь в страну поступило почти 30 ТВт•ч голубого топлива (эквивалентно 2,86 млрд м3 природного газа). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель вырос почти в 1,5 раза — тогда в Литву поступило 20,5 ТВт•ч газа. Одновременно с этим из–за высоких цен в Европе потребление газа внутри страны упало на 36% год к году — до 12 ТВт•ч.
"Снижение в основном связано со значительным сокращением потребления газа в этом году компанией Achema, производителем удобрений и крупнейшим потребителем газа в Литве", — указывают в Amber Grid.
Основным каналом поставок газа в литовскую систему снабжения является Клайпедский СПГ–терминал, доля которого в общем объёме составляет 77%. Ещё порядка 10% дают потоки из Латвии, 3% — из Польши. С января по март 2022 года 3 ТВт•ч (около 10% газа) в трубопроводную систему страны поступало из Белоруссии, однако с 1 апреля, указывают в Amber Grid, межсистемное соединение с РБ используется Литвой только для транзита в Калининградскую область — с января по сентябрь в российский эксклав было направлено 17,6 ТВт•ч газа, что на 3% меньше, чем годом ранее.
По большей части газ из республики направляется в другие страны Балтии, Финляндию, а также запасается в Инчукалнском подземном хранилище газа (ПХГ) в Латвии — для этих нужд через Литву за 9 месяцев транспортировано 13,2 ТВт•ч, что в 8 раз выше результата того же периода прошлого года. Таким образом, потрясения европейского газового рынка и курс на отказ от российских углеводородов помогли Литве стать крупным региональным топливным узлом.
По словам гендиректора Amber Grid Нямунаса Бикнюса, увеличение объёмов трансфера газа поможет нарастить доходы Литвы от эксплуатации трубопроводов, что впоследствии даст шанс на снижение цен для внутренних потребителей. Организовать скидки для собственных граждан за счёт сверхдохода от энергетической инфраструктуры в данном случае вполне реально, допускает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
"Объёмы потребления и транзита небольшие, потребителей в Литве не много, поэтому в рамках этой компактной экономики такое возможно. Это не Германия, где для субсидирования потребителей нужны десятки, точнее, скорее сотня миллиардов евро. Здесь же хватит сумм на порядки меньше", — объясняет эксперт.
Заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев предполагает, что за счёт своего сегодняшнего положения Литва может получать до нескольких десятков миллионов евро дополнительной прибыли. При этом помимо привилегий есть и определённые риски. Во–первых, подмечает аналитик, республика вынуждена кооперироваться с другими странами Балтии, в первую очередь с Латвией, потому что из–за необходимости сезонной регулировки потребления газа требуется задействовать латвийские ПХГ — поэтому у соседа открывается возможность договариваться о выгодных условиях для получения СПГ.
Во–вторых, говорит Сергей Кондратьев, рядом с Литвой много стран, которые хотят получать газ из трубопровода Baltic Pipe.
"Мне кажется, в ближайшие 1,5–2 года за норвежский газ будет идти очень серьёзная борьба между Польшей, Германией и другими странами Северо–Западной Европы. Литве будет не так просто выйти на альтернативные источники топлива и стать полноценным хабом — сейчас это скорее транзитная страна", — объясняет специалист.