Не покидает ощущение, что тем, кто плохо учил уроки истории в теоретическом курсе, она назначила практические занятия. Почти каждому элементу новой реальности можно найти соответствующий аналог в прошлом. Если делать это заранее, можно избежать потерь.
19 октября подписано поручение президента о создании координационного совета при правительстве РФ в целях обеспечения потребностей, возникающих в ходе проведения специальной военной операции. Рискну предположить, что речь может идти о некотором аналоге Государственного комитета обороны, образованного 30 июня 1941 года.
Пока что (по крайней мере) координационному совету нарезаны задачи, касающиеся "поставок и ремонта вооружения, военной и специальной техники, материальных средств, медико–санитарного обслуживания, проведения ремонтно–восстановительных, строительно–монтажных и иных работ, обеспечения логистики". ГКО же сразу передавалась практически вся полнота власти в военных и хозяйственных вопросах. Совет возглавит премьер–министр — ГКО руководил Сам. Но есть ключевое сходство. Основная цель — ликвидировать ведомственную отсебятину и перетягивание каната между центрами власти, вред от которых очевиден всем. В 41–м, правда, необходимость этого поняли уже через неделю после начала войны. Хотя у нас же сейчас, конечно, не война.
Если бы нынешние менеджеры от госвласти почаще листали учебник истории, они нашли бы там ещё много интересного. Например, то, что во время всеобщей (!) мобилизации на первом этапе войны за неделю были поставлены под ружьё 5,3 млн человек, притом что призыв касался только граждан с 23 до 35 лет. Все волны мобилизации в ту войну проводились строго по годам рождения, и это позволяло хоть как–то планировать хозяйственную деятельность и избегать перекосов, с которыми мы, при куда меньших масштабах кампании, столкнулись в полный рост.
Кстати, к каждой повестке (как минимум в сельской местности) прикладывалась памятка не только с перечнем продуктов и вещей, которые необходимо взять, но и с настоятельной рекомендацией помыться в бане накануне явки на сборный пункт. Сейчас эту просветительскую роль были вынуждены принять на себя военкоры и фронтовые ютуберы.
В будущем нас ждёт ещё одна проблема. Никогда за последний век мы не пытались перестраивать на военный лад рыночную экономику. Что будет с частным бизнесом в таких обстоятельствах — история тоже может ответить. Но уже не российская — зарубежная. А мы и свою–то толком недочитали.