Арктика за неделю: единая субсидия, декарбонизация Севера и новое судно учёным

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализуют проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.

"Единая субсидия" + "Дальневосточная концессия" = деньги для АЗРФ

Федеральное правительство приняло решение распространить на Арктическую зону действие двух крупных программ, направленных на поддержку инфраструктурных проектов, — "Единой субсидии" и "Дальневосточной концессии". Обе уже прошли обкатку в условиях ДФО: первая начала там действовать в марте 2018 года, последняя — в сентябре 2021-го.
Данные механизмы выполняют важную роль — они дают регионам возможность заполучить доступные долгосрочные деньги под строительство капитальной инфраструктуры. Особый акцент сделан на социальных темах: так, по модели "Единой субсидии" на Дальнем Востоке финансируется возведение школ, больниц, детсадов, спорткомплексов.
Запуск обоих механизмов в Заполярье придаст новую динамику работе по обустройству северных регионов. Как заявил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, уже сформирован пул из пятнадцати арктических проектов, на который будет выделено порядка 75 млрд рублей по программе "Единой субсидии". В свою очередь, правительство намерено докапитализировать ВЭБ, отвечающий за наполнение "Дальневосточной концессии", на 20 млрд рублей — эти средства будут направлены на арктические инициативы.

Атомщики и газовики поборются с углеродным следом

Два крупных игрока, активно участвующих в освоении Заполярья, делают новые шаги навстречу друг другу: Новатэк и Росатом решили сообща двигать декарбонизацию "на Северах".
Руководители двух корпораций подписали меморандум, предусматривающий совместную работу над снижением углеродных выбросов и развитием альтернативных источников энергии в высоких широтах. В программе сотрудничества — развитие арктической ветроэнергетики и внедрение на предприятиях Новатэка технологий производства низкоуглеродных видов топлива, созданных атомщиками.
Арктическое партнерство Росатома и Новатэка коснётся и Ленобласти. Так, газовики обязались закупать электроэнергию с ветроэлектростанций Росатома для использования на своих производственных объектах, один из которых — комплекс по фракционированию и перевалке стабильного газоконденсата — расположен в Усть-Луге.

"Снежинка": проект готов

Проектирование круглогодичной арктической станции "Снежинка", которая разместится в Ямало-Ненецком автономном округе, завершено. Документация уже передана на рассмотрение Главгосэкспертизы, которая даст своё заключение в перспективе нескольких месяцев.
Как утверждают в МФТИ, которому доверена реализация данного проекта, возведение объектов "Снежинки" сможет начаться уже в следующем году. Планируется, что станция будет запущена в тестовом режиме в 2024 году, а в эксплуатацию будет сдана в 2025-м. В настоящее время московский вуз ведёт переговоры с потенциальными партнёрами из Китая, Индии и других стран, заинтересованными в проведении своих научно-исследовательских программ в Заполярье.
Создание станции обещает заметно упрочить российские позиции в сфере высокоширотных исследований — научных баз подобного масштаба в Арктике пока нет. Немаловажный нюанс: ямальская "Снежинка" (напомним, в планах сооружение ещё и второй такой станции — в Териберке Мурманской области) будет ориентирована на разработку прикладных энергетических технологий в русле трендового курса на декарбонизацию и повышение энергоэффективности. А это позволит России закрепиться на растущем международном рынке "зелёных" решений.

Новое судно для ААНИИ

К концу 2028 года у специалистов Арктического и антарктического научно-исследовательского института появится ещё одно научное судно, предназначенное для работы в высоких широтах. Оно будет названо в честь Ивана Фролова — гляциолога и океанолога из Петербурга, возглавлявшего ААНИИ с 1992 по 2017 годы.
На строительство экспедиционного судна планируется израсходовать 25,6 млрд рублей — именно такая сумма зарезервирована в проекте федерального бюджета на 2023 год. Где построят "Ивана Фролова", пока неизвестно. В качестве кандидатов на роль подрядчика по контракту рассматриваются дальневосточная "Звезда" и петербургские "Адмиралтейские верфи".
Заказчику предстоит сделать непростой выбор. С точки зрения наличия профильных компетенций, судостроители из Северной столицы выглядят предпочтительнее — на их счету, в частности, создание самодвижущейся платформы "Северный полюс". В свою очередь, "Звезда" может похвастаться современным оборудованием; не будем забывать и о том, что именно в Большом Камне сейчас строятся два многофункциональных научно-исследовательских судна — "Виктор Ильичёв" и "Александр Лисицын".

"Арктика: настоящее и будущее". Программа есть, будущее — под вопросом

Организаторы XII Международного форума "Арктика: настоящее и будущее", который должен состояться в Северной столице 8–9 декабря нынешнего года, выложили программу мероприятия.
В тренде — микс из элементов западной северной повестки (природоохрана и экология, ответственное управление, адаптация к климатическим изменениям, развитие человеческого капитала и т.д.) и российских тем, порождённых спецификой момента (поиски ответа на вызов санкций, госполитика в АЗРФ, энергетическая безопасность России).
Масштаб впечатляет: как заявляют устроители, всего в рамках форума пройдут 54 сессии по 11 тематическим направлениям, ожидается участие более 400 спикеров. В то же время, само проведение мероприятия не гарантировано — международные реалии таковы, что форум может и не состояться в этом году.