Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в рамках рассмотрения дела о банкротстве ООО "Выборгская лесопромышленная корпорация" ("ВЛК"), отказал независимым кредиторам в их просьбе обязать конкурсного управляющего передать мощности завода в распоряжение компании петербургских бизнесменов Олега Барабанова и Михаила Фурмана.
Суд признал справедливыми все доводы управляющего Николая Власенко, которыми тот обосновал своё нежелание заключать данный контракт. По словам Барабанова, все замечания суда будут устранены, и ходатайство будет подано вновь. Но проблема в том, что будет потеряно время: действующий контракт завода со структурами группы "Онэксим", контролирующими процедуру банкротства, по оценкам Олега Барабанова и ФНС позволяет нынешним контрагентам должника ежемесячно получать прибыль от деятельности компании-банкрота в обход её конкурсной массы — примерно по 280 млн рублей в месяц.
Прелести санации
Как ранее писал "Деловой Петербург", "ВЛК" банкротит банк "Таврический", который сам был санирован в 2014–2015 годах, после того как там зависли почти 13 млрд рублей, принадлежащих "Ленэнерго" (теперь "Россети-Ленэнерго") и "МРСК Северо-Запада" (теперь "Россети Северо-Запад"). Санацию ЦБ России доверил банку "МФК", входящему в группу "ОНЭКСИМ". В рамках генерального соглашения о санации ЦБ предоставил банку финансовую помощь в размере 28 млрд рублей на 10 лет (до весны 2025 года), из которых был сформирован субординированный депозит на сумму 12,7 млрд рублей в пользу структур "Россетей". Срок возврата депозита — 2035 год, но по условиям соглашения "Таврический" обязуется отдавать ежегодно 26% всех своих доходов, поступающих от работы с проблемными активами, на досрочное погашение этих обязательств. Ещё около 60% банк точно также возвращает АСВ, и лишь небольшую часть имеет право оставлять себе на текущую деятельность.
Однако, как утверждает в суде ФНС, которая также является кредитором "ВЛК", сложившаяся ситуация привела к созданию схемы "центр убытков — центр прибыли", где центром убытков стал крупнейший должник банка "Таврический" — ООО "ВЛК" (долг перед банком около 7,2 млрд рублей). А центр прибыли, как считают в ФНС, был выведен на другие структуры группы "ОНЭКСИМ" — ООО "МФЦ Капитал" и ООО "Северная целлюлоза". По версии налогового органа, назначенный с подачи "Таврического" конкурсный управляющий "ВЛК" заключил с "МФЦ Капитал" договор процессинга, по которому завод обязался закупать сырьё и химикаты только у этого контрагента по завышенным ценам, а затем только ему же продавать всю продукцию по ценам ниже себестоимости. В результате санаторы "Таврического" успешно отчитывались перед АСВ и "Россетями" об отсутствии доходов от работы с задолженностью "ВЛК", а прибыль шла напрямую в группу "ОНЭКСИМ" в обход банка. По оценкам ФНС, таким образом конкурсная масса лишилась как минимум 10 млрд рублей за три года действия договора процессинга.
Интересное предложение
Оферта ООО "Прометэкс" (принадлежит Виктории Шайбак, связано с петербургскими бизнесменами Михаилом Фурманом и Олегом Барабановым) конкурсному управляющему "ВЛК" Николаю Власенко впервые была озвучена на судебном заседании 27 июня 2022 года (есть в распоряжении редакции). Компания предложила заключить с ней договор процессинга, по которому она будет отгружать заводу сырьё и забирать всю произведённую продукцию. За это она согласна полностью компенсировать расходы на производство и ещё из прибыли платить по 150 млн рублей в месяц фиксированных платежей.
До начала 2022 года "ВЛК" имела аналогичный договор процессинга с ООО "МФЦ Капитал" — "дочкой" группы "ОНЭКСИМ", чей банк "МФК" санирует банк "Таврический", основного кредитора "ВЛК". Однако тот контрагент платил заводу только фиксированную сумму 120 млн рублей в месяц, которая даже не компенсировала расходы "ВЛК" (около 180 млн рублей в месяц). В обеспечение исполнения обязательств "Прометэкса" по этой оферте компании "Икс-2″ Олега Барабанова" и "ИнкоБалт" Михаила Фурмана дали гарантийные письма о том, что их совокупные активы составляют 16 млрд рублей, что позволяет им обеспечить бесперебойные поставки сырья и оплату услуг "ВЛК".
Оферта была выставлена управляющему ещё весной 2022 года, однако он уклонился от обсуждения её вне суда. Поэтому кредиторы "ВЛК", одобрившие заключение такого договора на общем собрании, попросили суд обязать Николая Власенко заключить договор. Суд дал управляющему 7 недель — до 15 августа 2022 года — чтобы определиться со своей позицией. К судебному заседанию 15 августа юристы Власенко принесли целый ворох возражений, обосновывающих его нежелание заключать такой договор.
И то не так, и это не этак
Во-первых, заявил представитель управляющего, из представленных ему документов, подтверждающих финансовую состоятельность оферента и его гарантов, следует, что "Прометэкс" не имеет активов, тогда как только для приобретения давальческой древесины требуется 90 млн рублей в год, а с учётом стоимости макулатуры и химикатов — все 300 млн рублей. Совокупный размер активов компаний-гарантов по их балансовым отчётам составляет "всего" 1,6 млрд рублей, что в 10 раз меньше, чем указанные в оферте 16 млрд. В-третьих, Олег Барабанов, чей автохолдинг "РРТ" был одним из крупнейших в России (27 автосалонов в 12 городах, дилерские контракты с Subaru, Nissan, Opel, Chevrolet, Cadillac, Hyundai, Skoda, Honda, GM-Avtovaz, MAN) обанкротился в 2015 году из-за валютного скачка на фоне "крымских" санкций, сам прошёл через процедуру личного банкротства, из которой вышел в 2017 году, заключив мировое соглашение с кредиторами. Условия этого мирового — прощение 99,76% долгов, общая сумма которых составляла 14,1 млрд рублей, и погашение лишь 34 млн рублей — Власенко объявил признаками финансовой неустойчивости.
Кроме того, отметили юристы управляющего, "Прометэкс" в августе уточнил условия оферты: вместо 150 млн рублей в месяц с прибыли пообещал только 70 млн. Управляющий, а за ним и суд, сочли, что это "существенно ухудшает условия, одобренные собранием кредиторов". Правда, как уточнили "ДП", настоящая формулировка уточненной оферты была "70% от прибыли, но не менее 70 млн рублей ежемесячно", и поправка была связана с резким падением цен на картон в августе 2022 года.
Чтобы "гарантировать бесперебойную работу предприятия", конкурсный управляющий предложил оференту открыть на своё (Власенко) имя страховой депозит на сумму 300 млн рублей, а кроме того — до заключения договора — закупить и поставить на завод сырья на 500 млн рублей. Главным доводом управляющего является утверждение, что остановка "ВЛК" в случае перебоев с оплатой и поставками сырья грозит техногенными и экологическими катастрофами. Поэтому, дескать, он не согласен на банковскую гарантию: банк-гарант может отказать в её выплате, а пока будет спор, завод встанет.
Но больше всего управляющего удивило в оферте то, что текст предлагаемого к заключению договора (за исключением сумм) полностью дублирует тот договор, который у него самого был заключен с "дочкой" группы "ОНЭКСИМ" — ООО "МФЦ Капитал", "содержание которого является конфиденциальной информацией и не размещалось в открытых источниках". Власенко предложил ООО "ПРОМЕТЭКС" "сообщить об источнике получения данной конфиденциальной информации". Между тем, банкротство — процесс публичный, и с конфиденциальностью трудно совместимый, так что суд не стал на этом доводе заострять внимание.
Ответы по пунктам
Судья Виктория Новоселова, рассматривающая дело, все претензии управляющего (поддержанные единодушно юристами "ОНЭКСИМ Групп" и банка "Таврический") признала обоснованными и отказала ООО "Прометэкс" в обязании Власенко акцептовать оферту.
С судьёй не согласен Олег Барабанов. "Все эти претензии — чисто формальные, их легко можно было бы урегулировать в режиме очных переговоров с конкурсным управляющим. Однако проблема в том, что Власенко наотрез отказывался встречаться. А в переписке — особенно когда вторая сторона этой переписки, очевидно, заинтересована не в сотрудничестве с тобой, а в сохранении имеющихся контрактов с действующими контрагентами — это проблематично. Всё это время должник терпит убытки, усугубляя своё финансовое положение. Мы же свою цель видим в полном погашении многомиллиардных реестровых долгов "ВЛК" — в том числе перед государством в лице ФНС, АСВ и Россетей — за счёт прибыли от его текущей деятельности. И это цель реальная", — говорит он.
По словам бизнесмена, все принятые судьёй Новоселовой претензии управляющего будут учтены при повторной подаче ходатайства об обязании акцептовать оферту. Так что Николай Власенко и его контрагенты из группы "ОНЭКСИМ" выгадали лишь время — несколько месяцев, в течение которых они будут продолжать получать прибыль, а завод — убытки.
"Прометэкс", говорит Барабанов, не скрывает аффилированности ни с ним, ни с Фурманом. По поводу гарантий бесперебойных поставок тоже беспокоиться не стоит: "Прометэкс" уже заручился согласием как минимум одного банка об открытии кредитной линии, достаточной для обеспечения бесперебойной работы завода, а также о предоставлении банковской гарантии. В ходе конструктивных переговоров, "без издевательств и вымогательств", можно выработать и иные разумные гарантии, отметил бизнесмен.