Долгие годы в России предложение в премиальном дизайнерском сегменте декоративных покрытий было представлено продукцией европейских игроков. Ситуация начала меняться после 2014 года, когда стал формироваться спрос на российские материалы. О том, как сейчас обстоят дела в этой сфере, "ДП" рассказали основатели компании "Италика" Дмитрий Якимов и Александр Якимов.
С чего начинался в нашей стране и как эволюционировал за последние годы сегмент декоративной штукатурки и дизайнерских красок?
Д.Я.: Рынок стал формироваться в начале 2000-х годов. Первые материалы для декоративного покрытия стен предприимчивые люди начали возить из Италии. Ассортимент был небольшой, а цены очень высокие, поэтому позволить себе такую отделку жилых помещений и офисов могли только весьма состоятельные люди. В основном спрос формировался в Москве, Петербурге и некоторых других городах-миллионниках. Первым стимулом для развития отечественных производителей послужил кризис 2008 года. Примерно в это время в России начали появляться заводы, создающие декоративную штукатурку. Однако это был очень небольшой сегмент, да и товар не пользовался особым спросом — люди с недоверием относились к местным производителям. Они же, в свою очередь, набирались опыта, и к 2014 году, когда пошёл заметный отток от импорта ввиду резко возросших цен, им уже было что предложить. К слову, кризис этого периода способствовал и развитию нашего с братом предприятия. В последние непростые годы позиции российских поставщиков также продолжили укрепляться.
Расскажите, пожалуйста, о своём опыте: как зародилась компания, как удаётся расти и развиваться, несмотря на кризисы?
Д.Я: По окончании в 2000-м году Санкт-Петербургского государственного технологического института по специальности "Лаки и краски", я устроился на лакокрасочный завод, где прошёл путь от грузчика до генерального директора, проработав там 8 лет. Позже трудился в разных компаниях, пока в 2010-м не пришёл в организацию, которая специализировалась именно на декоративных покрытиях. Этот нишевый рынок меня сильно заинтересовал. И в 2012 году мы с братом, который также окончил Техноложку и получил огромный руководящий опыт по развитию крупных производств, начали подготовку для открытия своего предприятия. К этому времени, у нас сформировался большой круг знакомых специалистов, занятых в этой сфере. Мы стали создавать свои рецептуры, получать сертификаты, а в 2014-м уже запустили производство.
В этом же году мы с моей супругой Анной организовали первый профессиональный декор-центр в Санкт-Петербурге. Анна полностью занималась организацией работы всего декор-центра, дала импульс развитию нашего ответственного подхода к сервису, пониманию что требуется клиентам. Прежде чем наш бизнес составил серьёзную конкуренцию западным и отечественным производителям, мы вместе выстраивали грамотную систему производства и продвижения, создавая поистине уникальный продукт. И не могу не сказать, что были разные моменты, в том числе, очень непростые ситуации, но вера в меня и моё дело, благодаря супруге, дали ту динамику, которую мы можем наблюдать в реальном времени.
С того момента мы развились до профессионального предприятия, и на сегодняшний день обладаем одним из самых больших ассортиментов продукции в России, а, возможно, и в Европе. У нас серьёзная дилерская сеть. Помимо Петербурга и Москвы мы представлены в 30 городах России, и уже начали осваивать Ближнее зарубежье — Узбекистан, Казахстан, Грузию.
За время нашего развития действительно было немало сложных с экономической точки зрения ситуаций, но каждый кризис становился для нас драйвером роста. Так, в 2014 году появилась потребность в качественных товарах по ценам ниже европейских. Поэтому мы сразу сделали акцент на качество и достойный сервис. В нашем деле нельзя просто продать ёмкость с краской. Должен быть декор-центр, специалисты, которые готовы объяснить, помочь. Мы даже создали свою школу мастеров, где обучаем искусству нанесения сложных рецептурных покрытий.
В период коронакризиса поначалу все испугались — впервые за долгие годы закрылись границы, и никто не знал, как будет развиваться ситуация дальше. Но мы смогли подстроиться, частично перешли в онлайн. До этого каждый год мы отмечали рост порядка 20-30% в год, но и 2020-м не ушли в минус — показатели снизились до 5%. Из явных плюсов — с рынка ушли некоторые зарубежные конкуренты, и у нас появилось больше клиентов. Все последние годы мы всерьёз задумывались о замещении европейских компонентов в наших рецептурах. Когда мы начинали работать, примерно 80% из них поставлялись из Германии, Австрии, Франции, частично из Италии. Однако соотношение всё время менялось, а уже к концу 2021 года стало ясно, что нужно активно искать альтернативные варианты в Азии. На сегодняшний день мы работаем с компонентами России, Китая и Турции — это примерно 80% от всего объёма. Остальное занимают производители из Европы, и логистика оттуда становится всё более сложной.
Возможно ли создавать материалы полностью из российских компонентов или это утопия?
А.Я.: Сегодня в России всё ещё плохо налажено такое производство. Возможно, ёмкость нашего рынка просто не позволяет основывать крупные предприятия по выпуску сырья. Ведь европейский товар был востребован по всему миру, а у нас производят компоненты в основном под внутренние нужды. К тому же, по своему опыту знаю, такие предприятия требуют больших вложений. Создавать и реализовывать всегда сложнее, чем просто привезти и продать. Сейчас отечественные компании начинают предлагать функциональные добавки — мы их уже тестируем. Главное — чтобы качество этих компонентов было постоянным, и не отличалось от партии к партии.
С какими ещё проблемами вам приходится сталкиваться сейчас?
А.Я.: Самое сложное — вносить изменения в уже выверенные рецептурные формулы. Дело в том, что наши материалы декоративной штукатурки и краски состоят из большого количества компонентов — от 10 до 15. Подобрать их соотношение и марки непросто. Приведу пример. У нас есть популярное покрытие с эффектом мокрого шёлка. Прежде, чем запустить его в производство, мы перепробовали 25 рецептур, и только 26-я оказалась оптимальной. На это уходит много времени. Если после 2014 года мы могли всё делать постепенно, то после февральских событий пришлось работать буквально "с колёс". И только к осени у нас появилось понимание, какими компонентами можно заместить ставшее недоступным европейское сырьё.
Другая проблема заключается в возможном оттоке специалистов, попадающих под мобилизацию. Дело в том, что для достижения профессионализма в нашем бизнесе, как на производстве, так и в сфере продаж, нужно отработать в организации не менее года, а лучше два. Мы очень дорожим своими кадрами, и знаем — заменить их оперативно будет сложно.
Где сегодня востребована ваша продукция?
А.Я: Изначально спрос зародился в сегменте частного жилищного строительства. Но постепенно распространился на коммерческую недвижимость — бизнес-центры, торговые комплексы. Примерно в 2015–2016-х годах девелоперы также осознали, что нельзя просто продавать квадратные метры в отдельно взятом ЖК, необходимо предложить качественную отделку, в частности, в местах общего пользования — холлах, коридорах, входных группах.
Наши материалы можно условно разделить на три категории: очень дорогие, которые применяются всё больше в частном секторе; среднего ценового уровня и сегмент эконом. Последние два варианта востребованы застройщиками, специализирующимися на бизнес- и премиум-классе или комфорте, соответственно.
Взаимодействие со строительными компаниями поставило перед нами ряд дополнительных задач. Так, чтобы покрыть штукатуркой, например, 10 тыс. м2, нужно очень много мастеров, а на рынке такого количества специалистов нет — в основном все задействованы на частных заказах. Тогда мы поняли, что нужно создавать материалы, которые бы смотрелись красиво, но при этом не требовали слишком высокой квалификации от маляра. Сегодня мы выпускаем такие покрытия — после небольшого вводного курса их могут нанести даже обычные мастера. Если девелопер согласовал наше покрытие, мы бесплатно выезжаем на объект и проводим обучение персонала. Сейчас очень активно стало развиваться механизированное нанесение штукатурки — эти варианты у нас тоже есть. В сегменте эконом мы также отработали материалы, которые имеют сертификат НГ (негорючие покрытия) или КМ0. Одним словом, идём в ногу с рынком, оперативно реагируем на изменения, стараемся отвечать на любые вызовы времени и запросы наших клиентов.
Мы также принимаем участие в отделке объектов, которые спонсируются государством на разном уровне. Речь об общеобразовательных, спортивных сооружениях, о ряде газпромовских объектов. Среди них — Лахта центр, ЧОУ "Газпром школа Санкт-Петербург", Музей железных дорог России на метро "Балтийская", ФОК "Динамо", Международный центр самбо и центр бокса в Лужниках, ФОК "Академия единоборств" в Сочи и многие другие.
Есть ли в планах расширение производства?
Д.Я.: Ещё в прошлом году мы запланировали построить завод в Московской области, потому что это удобно с логистической точки зрения — основные клиенты находятся либо там, либо на юге. Но сейчас не понятно, что будет. Поэтому пока работаем с уже запущенными проектами. Продолжаем развивать колеровочную систему, закупаем необходимое оборудование. В ноябре собираемся участвовать в профессиональной выставке в Москве. Стройка не прекратится, а значит, материалы всё равно будут нужны. Да, конкуренция усложнится, но выживет сильнейший и тот, кто делает ставку на качество и постоянство. В конце концов, после предыдущих кризисов мы стали только сильнее.