Не золотые горы: ювелирный рынок переживает смену спроса и исход малого бизнеса

Автор фото: Сергей Коньков
Рост рынка в большей степени обеспечен повышением цен, а не успехами производства или активностью потребителей.

Спрос на ювелирные украшения падает и смещается в сторону низкого ценового сегмента. Малому бизнесу становится всё сложнее удерживаться на рынке.

Объём российского рынка ювелирных изделий, по данным агентства INFOLine, в первом полугодии 2022–го составил 152 млрд рублей. По объёмам продаж лидерами стали сети Sunlight, "585*Золотой" и Sokolov, чья совокупная доля составила 29,8%. Всего на крупнейшие ювелирные сети в стране приходится 42,4%. Вместе с тем аналитики INFOLine отмечают, что совокупное количество ювелирных магазинов крупнейших сетей по итогам полугодия уменьшилось на 174 торговые точки, до 2893.

Ложный рост

По данным агентства M. A. Research, в первом полугодии 2022–го розничные продажи ювелирных изделий выросли на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом 2021–го, розничные продажи часов сократились на 12,7%, а бижутерии — выросли на 11%.
"Рост обусловлен повышением стоимости ювелирных изделий и часов, поскольку в сопоставимых ценах розничные продажи ювелирных изделий в январе–июне снизились на 13,7%, часов — на 20,7% (данные Росстата)", — подчёркивает при этом партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская.
В Петербурге розничные продажи ювелирных изделий в январе–июне 2022 года в стоимостном выражении выросли на 2,4%, часов — на 27,9%. Количество сетевых торговых точек в городе по состоянию на май 2022 года составляло 684, что на 36 магазинов больше, чем в январе 2021 года. Представители сети "585*Золотой" фиксируют в Петербурге нехарактерные для всей страны тенденции. Так, доля продаж золотых и серебряных украшений, а также средний чек и пользование услугами сокращаются. Директор по маркетингу и организации розничных продаж сети "585*Золотой" Андрей Шляев отмечает, что в среднем по стране продажи обручальных колец выросли на 17,5%, но в Петербурге такой динамики не наблюдается. Зато значительно увеличились продажи отдельных товарных категорий: в 2 раза больше приобретают золотые ювелирные часы, в 3 раза больше — брендовые часы.
"Мы активно работаем с неювелирным ассортиментом и пользуемся новыми возможностями, которые обусловлены уходом поставщиков и брендов. В то же время сократился люксовый сегмент в связи с уходом некоторых мировых брендов. Прогнозируя эти тренды, мы создали и активно развиваем новый торговый формат — сеть 585*Diamonds. Вскоре эти магазины появятся в Петербурге", — добавляет Андрей Шляев.
Однако Анна Синявская подмечает, что в этом году спрос начал смещаться в сторону товаров средне– и низкоценового сегментов, недорогих изделий из серебра и золота, в том числе с бриллиантами низкой каратности. До конца года спрос на дорогие изделия продолжит снижаться.
"В прошлом году было восстановительное увеличение после пандемии, рост онлайн–продаж с нуля. А в этом будет сокращение спроса на фоне изменения потребительского поведения и рост исключительно за счёт увеличения розничных цен. В Петербурге будет либо околонулевой рост (не более 2%), либо небольшой минус в деньгах без учёта инфляции", — считает эксперт.

Начало конца

Тем не менее у крупных торговых сетей дела всё–таки идут относительно неплохо, если сравнивать с малым бизнесом. За последнее время было принято сразу несколько законов, которые сильно усложняют работу малых и микропредприятий.
Индивидуальный предприниматель и представитель Ассоциации ювелиров Санкт–Петербурга Армен Манукян в разговоре с "ДП" отмечает, что введение в ювелирной отрасли автоматизированной государственной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (ГИИС ДМДК) осложнило жизнь малому бизнесу. Система оказалась недоработанной: в ней не учтены многие детали, а на работу с ней уходит много времени. Как итог — с рынка ушли около 9–10 тыс. компаний. До введения ГИИС ДМДК в России было зарегистрировано более 32 тыс. компаний, на сегодняшний день осталось только 22 тыс. "Из–за введения системы маркировки ювелирных изделий нам пришлось нанять трёх товароведов вместо одного. Для такого небольшого бизнеса, как наш, это огромная финансовая и организационная нагрузка. На фоне весенних событий, когда из–за санкций мы остались без рекламы в соцсетях, с рухнувшими сайтами, подорожавшими материалами и просто паническим страхом, это всё выглядело как начало конца. Пришлось значительно поднять цены. Я всерьёз думала закрыть бизнес или перейти на бижутерию", — рассказывает основатель ювелирной марки E. Tolstaya Jewelry и мультибрендовых магазинов 47 Store Екатерина Толстая.

Путь в тень

Но и это, по словам предпринимательницы, оказалось не пределом в череде плохих новостей. В марте был принят закон № 47–ФЗ, по которому с 2023 года весь малый ювелирный бизнес должен платить в 4 раза больше налогов. Представители ювелирной отрасли утратят право на упрощённую систему налогообложения. Теперь даже мелким дизайнерам, которые выпускают по три кольца в месяц, нужно будет думать об НДС и платить налоги наравне с крупными предпринимателями.
"Они даже ИП открывать боятся, а НДС на 100% отталкивает их от идеи оформлять свой бизнес. Из–за всего этого дизайнерская составляющая ювелирной отрасли сильно сокращается. Мелкие производства не могут держать демократичные цены в такой системе", — отмечает Екатерина Толстая. Поэтому вероятно, что из небольших производителей останутся только те, кто выпускает очень дорогие изделия.
Армен Манукян добавляет, что рентабельность бизнеса снижается, а административное давление растёт. Под влиянием новых законов происходит укрупнение бизнеса. А значит, скоро может не остаться малых предприятий, которые изготавливают украшения вручную и в небольших объёмах.
"В малых городах закроются небольшие магазины, а крупные компании там работать не станут, так как это для них нерентабельно. Доступность ювелирных украшений сильно упадёт. При сокращении малого бизнеса произойдёт рост цен и появится огромный чёрный рынок", — заключает он.