У малых предприятий по итогам августа увеличился средний чек. При этом пока в одних отраслях спрос растёт, в других он заметно падает.
Аналитики подсчитали показатели работы малого бизнеса в разных отраслях по итогам августа. Для представителей отдельных сфер последний месяц лета оказался весьма успешным, другие, напротив, ощутили снижение спроса и продаж. Однако уже по итогам сентября тенденции в отраслях могут измениться, а настроения ― ухудшиться.
Замороженный спорт
По данным IT–компании "Эвотор", в целом по России за август самый сильный рост среднего чека наблюдался у спортивных центров ― на 24%. Директор по операционной деятельности XFIT в России Ирина Туманова связывает это с тем, что в течение года несколько раз проводилась индексация цен. Однако в фитнес–индустрии принято анализировать средний чек именно по вовлечённости людей, активно занимающихся тренингом. И в этом контексте тенденция не очень хорошая: в этом году спрос на персональные тренировки значительно ниже ― на 15–20%. Прежде всего на это повлияло снижение покупательной способности и стремление людей к экономии.
По данным ресурса "Чек Индекс", у фитнес–центров и спортзалов Петербурга в сентябре (1–15–е числа) средний чек снизился на 15% год к году и составил 7271 рубль.
"Мы надеялись, что по итогам сентября средний чек немного поднимется, так как в этот период стартует новый фитнес–сезон и завсегдатаи возвращаются в клубы, но чуда, видимо, не случится. В летний период мы зафиксировали всплеск “заморозок” клубного членства и запросов на возврат средств за ранее приобретённые контракты — это напрямую сказывается на показателях и на данный момент внушает серьёзные опасения", ― рассказала Туманова.
Эксперт обращает внимание, что индустрия продолжает испытывать проблемы с импортозамещением. В основном клубы оборудованы тренажёрами западного производства. Гарантийное и сервисное обслуживание большинством компаний отменено, при заказе деталей нужно дольше ждать их привоза и так далее. Ещё одна проблема ― нехватка кадров. Коронавирусный локдаун, длившийся от 3 до 5 месяцев в зависимости от региона, привёл к оттоку персонала в другие сферы деятельности или заставил людей заняться частной практикой.
"Многие вернулись на работу в клубы после их открытия, но штат так и остаётся слабым звеном, нуждающимся в постоянном укреплении", ― резюмирует представитель XFIT.
В пресс–службе Alex Fitness тоже отмечают, что сентябрь обычно считается началом высокого сезона. Но пока улучшения ситуации не заметно. Комментируя основные проблемы, которые испытывает отрасль в кризис, в компании указывают на долги перед арендодателями.
Founder коммуникационного агентства Poiesis Дарья Субоч подчёркивает, что положение спортивной индустрии летом было тяжёлым, но дальнейшие её перспективы ещё менее радужны. "Интерес людей к спорту, в ситуации, когда многие остались без отпусков, вырос. Мы наблюдали большое число марафонов, заплывов, соревнований среди любителей. Но в связи с кризисом и снижением платёжеспособности населения этот интерес переходит в массовый некоммерческий спорт. С конца сентября, боюсь, работа в фитнес–центрах рискует остановиться совсем", ― поделилась она своим тревожным прогнозом.
Заедали стресс
В "Эвоторе" отметили, что петербургские кофейни за год нарастили средний чек на 14%, до 240 рублей. Но по сравнению с июлем он снизился на 4%. Столовые увеличили этот показатель год к году на 12% ― до 305 рублей. Но по отношению к июлю этого года средний чек в августе уменьшился на 3%.
Шеф–пекарь и совладелец пекарни "HOBZ ремесленный хлеб" Махмуд Буссельми напоминает, что туристический сезон в этом году был удачным с точки зрения востребованности Петербурга у иногородних гостей и предприятия общепита ощутили это на себе.
"Летом мы фиксировали рост спроса на завтраки, туристы активно ими интересовались. Мы неожиданно для себя стали расти как заведение, куда ходят не столько купить хлеба и круассанов, сколько поесть. Это стало для нас трендом этого года, раньше такой тенденции не наблюдали. Мы также заметили, что покупатели стали лучше разбираться в кофе, уточняют насчёт прожарки, интересуются растительным молоком. Мне кажется, отчасти люди пытаются снимать стресс и получать положительные эмоции с помощью еды", ― рассказал Махмуд Буссельми.
Он отметил, что в сентябре случился мини–провал, аналогичный тому, который предприниматели наблюдали в марте этого года, когда у людей наблюдалось кратковременное шоковое состояние. Это подпортит итоговые показатели месяца.
Представители маркетплейса локальных магазинов Flowwow, пообщавшись с несколькими партнёрами из категории "Кондитерские и пекарни", выяснили, что часть из них отметили рост среднего чека в среднем на 30%. "Один из партнёров сообщил, что раньше покупатели часто выбирали большие торты, которые весят до 2–2,5 кг. Теперь чаще приобретают небольшие бенто–торты, средний вес которых до 1 кг. Такие изделия чаще выбирают не для празднования в большой компании, а в качестве комплимента", ― рассказали в пресс–службе Flowwow. Представители бизнеса отмечают, что накануне Дня учителя временный рост продаж десертов может составить 20–25%.
Без импульсивных решений
Средний чек петербургских салонов красоты вырос на 10% за год, до 2576 рублей. К предыдущему месяцу средний чек увеличился на 3%, подсчитали аналитики компании "Эвотор". По данным "Чек Индекса", у салонов красоты в августе размер среднего чека зафиксировался на уровне 2129 рублей, на 21% выше, чем в прошлом году. В сентябре же он составил 2071 рубль (на 16% выше, чем в прошлом году).
Как рассказала "ДП" управляющая HairFcker Тамара Кудряшова, в августе средний чек в её салоне вырос на 300 рублей. "В прошлом году люди очень много и легко тратили деньги на домашний уход. Сейчас спрос достаточно сильно упал, клиенты предпочитают более бюджетные варианты. Людям хочется больше стабильности и уверенности в результате, они гораздо тщательнее выбирают себе мастера и уже не так импульсивно принимают решения", ― поделилась она.
Петербуржцы заботятся не только о себе, но и о братьях меньших. Средний чек зоомагазинов в августе вырос на 21% за год, до 857 рублей. Рост к июлю ― 9%. Генеральный директор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова указывает, что после провальных марта и апреля, когда поставки импортных кормов для животных были затруднены, летом зоомагазины стали переориентироваться на отечественную продукцию. Производителей в стране довольно много, в том числе заводы есть в Ленобласти.
"Корма составляют 70–80% выручки зоомагазинов. Пока ажиотажа вокруг отечественной продукции нет, но она продаётся, также наладились поставки ветпрепаратов", ― рассказала эксперт. По её словам, в индустрии наметились позитивные тенденции, средний чек в ближайшее время может вырасти: осенью продажи ветпрепаратов обычно растут.