В Петербурге упали цены на юридические услуги

Автор фото: Ковалев Петр
Геополитическая обстановка, резко меняющаяся в последние полгода, повлияла на все отрасли экономики, задев среди прочего и петербургский юрбизнес.

В зоне турбулентности

"На 20–30% упала общая стоимость юридических услуг на рынке", — такую оценку дал Геннадий Курдюмов, управляющий партнёр юридической фирмы Versus.legal. Однако опрошенные "ДП" консалтеры не согласились с этой точкой зрения. Практически все респонденты издания говорят о том, что цены на петербургском рынке юруслуг либо демонстрировали незначительное снижение, либо не изменились.
"Пока мы не видим существенного снижения стоимости юридических услуг", — отмечает адвокат Ирина Оникиенко, партнёр Capital Legal Services. По словам Ильи Кавинского, партнёра юридической фирмы Ru.Courts, сегодня скорее можно говорить о другом. "Клиенты хотят получить рассрочки по оплате услуг и более внимательно проверяют счета, пытаются получить скидки", — поясняет он.
Свою позицию Геннадий Курдюмов аргументирует тем, что в период турбулентности многие консалтеры, чтобы не потерять клиентов, стали опускать средний чек на свои услуги. И этот довод частично подтверждается опросом "ДП". Анонимно ряд экспертов заявили, что для постоянных клиентов существует возможность снижения стоимости услуг или как минимум рассрочки по их оплате.

Экс–ильфы&рульфы

Одним из ключевых факторов, повлиявших в том числе и на петербургский рынок юридических услуг, стал исход из нашей страны иностранного бизнеса. Традиционно транснациональные корпорации, приходя в Россию, обслуживались в российских же "дочках" иностранных юркомпаний (ильфы). Однако закрытие зарубежного бизнеса, во–первых, привело к практически полному исчезновению дорогостоящего сегмента этого рынка. Вряд ли сегодня найдётся в России вообще и в Северной столице в частности много предприятий, готовых платить экс–ильфам по их прежним расценкам.
Во–вторых, российские подразделения западных юрфирм отправились в самостоятельное плавание: они создали новые компании и под другим брендом вышли на рынок. При этом сейчас экс–ильфы фактически конкурируют с рульфами (юрфирмы с традиционно отечественными корнями) в битве за клиента.

Кое–что подорожало

Внутри рынок юруслуг тоже изменился: одни практики стали более востребованными, другие — менее. "Поскольку приходилось работать со свежей нормативной базой, к тому же внутренне противоречивой, то цены на услуги, связанные с санкциями и контрсанкциями в целом и исходом иностранного бизнеса в частности, зафиксировались на высоком уровне. И во многом это связано с количеством часов, которые должны были потратить юристы на анализ нового законодательства во взаимосвязи с ранее действующим", — рассказал "ДП" один из юристов.
Так, стоимость юридической работы по выходу иностранного предприятия с отечественного рынка могла начинаться с 500 тыс. рублей, но это ориентировочная цена сопровождения сделки купли–продажи бизнеса. К ней могли прибавляться и другие опции: сопровождение нескольких договоров, защита брендов и патентов, договоры поставки и т. д. И каждая услуга увеличивала стоимость контракта.
Если сравнивать цены в корпоративной практике, то наличие иностранного элемента добавляло к стоимости работы до 40%. Судебные споры с участием дочерних компаний нерезидентов (закрытие магазинов, прекращение поставок, расторжение договоров — в контексте ухода из нашей страны) с учётом того, что это новая категория споров, тоже стоили дороже по сравнению с обычными спорами 2021 года на 40–50%, а иногда — и до 200%.
Ещё одна подорожавшая категория связана с невозможностью исполнения обязательств вследствие санкций и контрсанкций — к примеру, сорвавшиеся поставки, срыв сроков выполнения работы из–за отсутствия материалов и оборудования.
Поднялись цены не только на судебное представительство, но и на консультации: заключения по вопросам, связанным с применением контрсанкционного законодательства, были дороже обычных на 20–30%.
Также можно выделить довольно большой пласт работы, связанной с релокацией или изменением логистических цепочек. Консультирование по этим вопросам было довольно дорогим, что объяснялось необходимостью привлечения иностранных специалистов. В среднем, как пояснил на условиях анонимности партнёр одной из петербургских консалтинговых компаний, сопровождение ухода зарубежного предприятия из РФ может обойтись бизнесу в 25–50 тыс. евро.

Интересное будущее

"Перспектива ближайшего полугода, пожалуй, самая интересная и непрогнозируемая", — считает Владислав Варшавский, управляющий партнёр юридической фирмы "Варшавский и партнёры".
Экс–ильфы, ставшие российскими компаниями, выходят на рынок, увеличивая предложение услуг. Остаётся неопределённость позиции иностранных компаний, которые то уходят, а то и внезапно возвращаются на российский рынок, но под другими брендами.
В самой ближайшей перспективе рынок юруслуг может оживить отмена моратория на банкротства, который действует с 1 апреля.
Но в целом, по мнению Геннадия Курдюмова, всё будет зависеть от экономико–политической ситуации, и цены, скорее всего, будут стремиться к своим дофевральским значениям.
А вот в следующем году можно ожидать их снижения, полагает Ирина Оникиенко. "Многие международные бизнесы покинут нашу страну. А отечественные компании вряд ли обеспечат поддержание того же уровня цен", — прогнозирует она.
С учётом моратория и общей экономической ситуации в ноябре–декабре мы ожидаем резкого роста процессов о несостоятельности и, соответственно, роста выручки по исполнению судебных решений и банкротствам. Я думаю также, что споры с участием дочерних компаний иностранных лиц ещё себя не исчерпали и будут сохранять высокую стоимость, равно как и споры по корректировке договоров в связи с существенным изменением обстоятельств и по взысканию убытков в контексте невозможности исполнения контракта.
Елена Менде
адвокат Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака
Как правило, спор тем дороже, чем он масштабнее как процесс. На цену влияет, например, наличие или отсутствие в деле судебных экспертиз, а также сложность предмета спора, которая может потребовать привлечения дополнительных, узкопрофильных экспертов. Кроме того, традиционно более дорогими являются споры с иностранным элементом. Даже если дело будет рассматриваться российским судом, применимое право может быть иностранным, в связи с чем часто необходимо получить мнение, позицию или заключение зарубежных специалистов.
Максим Аврашков
Управляющий партнёр юридической фирмы Maxima Legal