Театр музыкальной комедии ищет актёров на сайте госзакупок и готов заплатить им 3,6 млн рублей. Но стать звездой светит не каждому: имена победителей известны заранее.
Эту сумму театр заплатит четырём приглашённым артистам "Бала вампиров" за выступления с сентября по декабрь. Информация о закупке есть в системе госзаказа, сама она уже завершена.
Театр регулярно проводит такие закупки. Контракты заключаются даже с теми актёрами, сотрудничество с которыми идёт в течение нескольких лет (у них есть статус ИП). Почему работа с артистами налажена именно так — в театре не ответили.
Не менять внешность
На работу с артистом Иваном Ожогиным периодически проводятся новые конкурсы. Только в сентябре этого года он выступает в мюзикле "Бал вампиров" 18 раз. С ним заключён контракт на 1,4 млн рублей. Ожогину заплатят за каждый репетиционный день по 1200 или 2300 рублей в зависимости от количества репетиций. Помимо этого за исполнение роли Графа фон Кролока он получит по 50 тыс. рублей за каждый спектакль. Это не самый большой гонорар артиста: в прошлом году за пятиминутное выступление на сцене БКЗ "Октябрьский" он заработал 100 тыс. рублей. Информация о контракте также внесена в базу госзакупок.
Другие артисты, задействованные в мюзикле "Бал вампиров", получат гонорары меньшего размера. Например, исполнительнице роли Магды Наталии Диевской перечислят по 35 тыс. рублей за каждый спектакль, а актрисе Манане Гогитидзе, играющей Ребекку, — по 21,6 тыс. за выступление.
После заключения договора все исполнители будут обязаны без опозданий являться на работу, а также "привести свою внешность в соответствие с требованиями образа персонажа и не менять этот вид в течение всего периода показа спектакля", сообщается в опубликованных документах. Также артисты обязаны "строго следить за своим психическим и физическим состоянием и избегать ситуаций и психологических нагрузок, которые могут в дни показа спектакля отрицательно повлиять на качество исполнения". Артистам из Москвы театр оплатит железнодорожные или авиабилеты экономкласса в обе стороны.
Самозанятые актёры
Заключение договоров с актёрами именно через систему госзакупок — не самая распространённая практика среди театров. Обычно с помощью электронных аукционов ищут артистов для проведения городских фестивалей, праздников или концертов в Петербурге и Ленинградской области.
Конкурсы наподобие тех, что устраивает Театр музыкальной комедии, проводила также Государственная филармония для детей и юношества и неоднократно — областной театр "На Литейном". Там суммы вознаграждений в разы меньше: самый дорогостоящий договор в этом году был заключён с самозанятым актёром Александром Кошкидько. За репетиции и спектакли в течение всего 2022 года ему заплатили 460 тыс. рублей. Услуги других актёров, с которыми сотрудничает театр, стоят от 100 тыс. до 300 тыс. рублей в год.
Есть основание
Текущий конкурс Театра музыкальной комедии проводится как закупка у единственного поставщика.
"Закупки, осуществляемые театрами с государственным участием, проводятся на основании 223–ФЗ, который позволяет заказчику на основании своего Положения о закупках заключать договоры с единственным поставщиком. В данном случае театр проводит закупку в связи с привлечением артистов, которые не работают в штате театра на основании трудового договора, это основание прямо прописано в Положении заказчика. Такая практика весьма распространена среди театров, так как многие из них приглашают к участию в спектаклях известных артистов других театров", — прокомментировала юрист антимонопольной практики ЮК "Центральный округ" Анна Кононова.
Если перед театром стоит задача привлечь конкретного артиста для участия в спектакле, то закупка у одного поставщика — единственный доступный способ для этого, считает Евгений Бобышев, эксперт онлайн–школы "Азбука тендеров".
Эксперт подчеркнул, что при оценке стоимости вознаграждения стоит исходить не из общей суммы договоров, заключённых с артистами, а из их условий.
"В самом договоре можно увидеть, из чего складывается сумма вознаграждения артиста. Это количество выступлений и репетиций в течение периода действия договора. Также стоит учитывать и известность артиста. В большинстве случаев перед заключением договора с артистом ведутся переговоры и согласовывается размер возможного вознаграждения", — рассказал Евгений Бобышев. По его словам, если заказчику нужен конкретный артист, то проводится закупка у единственного поставщика. Если чётких предпочтений нет, но есть набор общих требований, под которые могут подойти разные исполнители, то проводится конкурс или аукцион.