Суперверфи в Кронштадте нашли потенциальные заказы

Автор фото: Михаил Тихонов

"Росатом" и Объединённая судостроительная корпорация сообщили о возможном строительстве суперверфи в Кронштадте.

В середине августа глава госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачёв на совещании по развитию судостроения попросил президента России Владимира Путина дать поручение до декабря проработать вопрос реализации проекта по строительству новой крупнотоннажной верфи в Кронштадте. Реализовать его планируется совместно с Объединённой судостроительной корпорацией (ОСК).
"Эксперты, которых мы привлекали, и наши специалисты, наши партнёры приходят к выводу о необходимости новой верфи крупнотоннажного судостроения, в том числе в связи с историческими ограничениями Балтийского завода (входит в ОСК. — Ред.)", — сообщил Алексей Лихачёв (цитата по Интерфаксу).
Глава "Росатома" попросил проработать кооперацию в производстве и технологиях, финансовую модель строительства и функционирования верфи, а также консолидацию заказа для неё. Это значит, что к проработке проекта могут также присоединиться Минпромторг и Минфин.
По словам Алексея Лихачёва, проект верфи уже разработан в научном Центре технологий судостроения и судоремонта. Вести строительство предполагается в три этапа. На первом планируется в рамках государственно–частного партнёрства создать некую распределённую модель верфи с крупноузловой сборкой. Она будет специализироваться на строительстве судов с ядерно–энергетической установкой, флота ледового класса и плавучих атомных энергоблоков. "Амбициозная цель — первый этап крупноузловой сборки завершить за 38 месяцев", — описал предлагаемый проект Лихачёв.
Два следующих этапа планируют реализовать за счёт собственных и заёмных средств, а также консолидации заказов "Росатома". На полную мощность верфь может выйти к 2040 году. Обработка на максимуме будет достигать 300 тыс. тонн металла.
В свою очередь, глава ОСК Алексей Рахманов высказал мнение, что проект "может быть полезен": Балтийский завод по сути "заперт" градостроительными решениями, вокруг него строится очень много жилья. "Рассчитывать на то, что на Васильевском острове появится огромный эллинг… представить достаточно сложно", — отметил он.
Алексей Рахманов добавил, что кооперация с "Росатомом" позволит Балтзаводу производить блоки и насыщенные секции, а достраивать заказы уже в Кронштадте. Задействовать в проекте можно и мощности Кронштадтского морского завода. Не исключил глава ОСК и возможность перебазировать к 2040 году Балтзавод в Кронштадт целиком. "Это пока мысли вслух: на сегодняшний день речь идёт о том, чтобы на новых технологических принципах реализовать такие амбициозные проекты", — отметил Рахманов.
Разместить новую верфь планируется на острове Котлин, с внутренней стороны дамбы. "Это буквально в 700 метрах от фарватера", — уточнил Лихачёв. По словам главы "Росатома", на окраине Кронштадта также есть территория аналогичной площадью, 150–160 га, где возможно строительство служебного жилья. "С другой стороны моста подходят, в 8 км, порт Бронка и железнодорожные пути. То есть по совокупности разных элементов инфраструктуры и, самое главное, кадрового потенциала… это наиболее перспективная, на наш взгляд, площадка", — поделился он.

Кадры решают всё

Чуть позже губернатор Санкт–Петербурга Александр Беглов сообщил о готовности поддержать проект. "Строительство новой верфи позволит нарастить объёмы производства, даст новые рабочие места и послужит развитию российского судостроения", — написал он в своём telegram–канале.
По данным источников "ДП", в числе возможных локаций госкорпорация рассматривала также Калининград. Но главная причина, по которой выбрали Котлин, — это кадры.
Напомним, в Северной столице работает пять крупных верфей, входящих в состав ОСК (Адмиралтейские верфи, Северная верфь, Балтийский завод, Средне–Невский судостроительный завод и Кронштадтский морской завод). В городе также расположено несколько проектно–конструкторских бюро этой госкорпорации и профильных государственных вузов. Всё это облегчит поиск рабочих рук для новой верфи, говорят собеседники газеты.

Каждому — по верфи

В пресс–службе "Росатома" не захотели комментировать ход подготовки проекта. По данным источников "ДП", FEED (предпроектная документация) по нему пока не подписан.
По оценке собеседников издания в судостроительной отрасли, причин строить новую верфь у госкорпорации две. Это форсируемое властями развитие Северного морского пути (СМП) и загруженность действующих судостроительных предприятий, из–за чего они не могут взять новые заказы. Партнёр, указанный главой "Росатома" напрямую, — Балтийский завод, который имеет необходимые компетенции в арктическом классе, отмечают собеседники газеты. Напомним, что Балтзавод строит четыре атомных ледокола проекта 22220 для работы в Арктике.
Одно из потенциальных направлений для новой верфи в Кронштадте — строительство атомных модернизированных плавучих энергоблоков (МПЭБ) для Баимского горно–обогатительного комбината на Чукотке. Напомним, заказ на корпуса двух первых из них "Атомэнергомаш" (машиностроительный дивизион "Росатома") отдал китайской верфи. У российских заводов не было возможности взять заказ с такими сжатыми сроками исполнения. При этом всего "Атомэнергомаш" должен поставить четыре энергоблока, последний — к началу 2031 года. Верфь, которая построит ещё два корпуса, определят в конце этого года.
Второе потенциальное направление — коммерческий флот с большим дедвейтом для внутренних и транзитных перевозок в Арктике. Как сообщалось, в рамках развития СМП до 2030 года планируется построить 55 грузовых судов ледового класса. А к 2035–му СМП должен стать полноценным аналогом южного маршрута из Азии в Европу через Суэцкий канал. Несколько таких судов для "Роснефти" и "Новатэка" строит дальневосточная "Звезда". Но её портфель также заполнен заказами на несколько лет вперёд.
Третье направление, которым могла бы заняться новая верфь, — строительство судов снабжения ледового класса Arc7 типа "Норильский никель". Сейчас в России они есть только у этой компании, советские же аналоги находятся в преклонном возрасте. В теории в Кронштадте могли бы начать строить атомный коммерческий флот для Арктики, а также балкеры необходимого арктического класса.
Идея создания новой крупнотоннажной верфи в Петербурге уже обсуждалась около 10 лет назад. Тогда планировали поэтапно перевести в Кронштадт Адмиралтейские верфи, а за ними, возможно, Северную верфь и Балтийский завод. Разместить новый судостроительный комплекс планировалось на территории Котлина площадью 150 га, включая аэродром Бычье Поле, и на территории 150 га Финского залива. Стоимость проекта в ОСК оценивали в сумму от $400 млн до $2 млрд. Тогда создали управляющую компанию по строительству Ново–Адмиралтейской верфи. Однако затем от этих планов всё же отказались. Проект так и остался только на бумаге.