Президенту и человеку: россияне отказали в индульгенции Горбачёву

Автор фото: Кузьмин Валентин, Лизунов Юрий/Фотохроника ТАСС
Визит М.С. Горбачева в Италию, 30 ноября 1989 года.
Смерть Михаила Горбачёва стала громкой новостью даже на нынешнем, чрезвычайно перегруженном информационном фоне. Что лишний (или как раз не лишний?) раз подчёркивает масштаб покинувшей нас личности.
Социологи ВЦИОМ посвятили этой теме очередной опрос. И получили вполне предсказуемые ответы: то, что Горбачёва в народе принято не любить и считать виновником "величайшей геополитической катастрофы XX века", ни для кого не секрет.
Интересно, впрочем, что количество негатива последние годы ощутимо снижалось. Если в 2016 году в том, что Горбачёв не сделал ничего хорошего для страны, были уверены 47%, то сейчас — 37%. С 3 до 9% за этот же период выросла доля людей, благодарных первому и единственному президенту СССР за гласность и свободу слова. Очевидно, вдруг вспомнили, каково это — жить без них.
Процент тех, кто винит Горбачёва в развале промышленности и низкопоклонстве перед Западом, впрочем, тоже подрос с 4 до 7%. Но зато убеждённых в том, что вреда в его деятельности было больше, чем пользы, стало чуть меньше: 51% против 54% в 2019 году.
Напоминать ревнителям тезиса об "Иуде, развалившем СССР", что именно Горбачёв до последнего пытался добиться подписания нового союзного договора и удержать почуявшие ветер перемен республики вместе, разумеется, бесполезно. Как и дискутировать о роли личности в истории. Важнее другое.
Михаил Сергеевич расшевелил неповоротливую советскую политику, сделал её живой и эмоциональной. Одна из картонных фигур в пыжиковых шапках вдруг спустилась с мавзолея и оказалась обычным человеком, с которым можно разговаривать и даже спорить. А потому и в отношении к нему властвуют эмоции, а не факты. Горбачёв остался для всех прежде всего человеком. Не историческим деятелем или национальным лидером. Человеком. Для политика его калибра это безусловное достижение.