Смольный начал поиск инвесторов для трёх полуразрушенных дач

Автор фото: citywalls.ru

Комитет по инвестициям ищет претендентов на три старинные дачи с участками. В их числе федеральное имущество, которым город самостоятельно распоряжаться не может.

Комитет начал сбор предложений по трём дачам — Панфилова в павловском парке "Мариенталь" (ул. Красного Курсанта, 11), Крона на берегу Финского залива в Петергофе (Приморская, 8, корп. 2, лит. В) и Лесснера в Озерках (Варваринская ул., 12). Всё это полуразрушенные деревянные здания — региональные памятники, которые, очевидно, могут быть интересны инвесторам благодаря большим участкам под ними. Смольный готов уступить каждую из них по концессии под гостиницу, музей или медицинский центр.
Наполовину сгоревшая дача Панфилова принадлежит Петербургу и была передана в бессрочное пользование НИИ детской ортопедии и травматологии им. Г. И. Турнера. Как сообщал журнал "Город 812", институт планировал разместить там реабилитационный центр, но не смог согласовать его с КГИОП, так как проект предусматривал значительное увеличение площадей.
Дача Лесснера находится в собственности Петербурга, на балансе Выборгского района. В советское время там была детская экскурсионно–туристическая станция. В апреле нынешнего года в связи с проникновением внутрь посторонних власти договорились с полицией усилить патрулирование объекта, а СПб ГКУ "Имущество Санкт–Петербурга" обратилось в КГИОП с просьбой о формировании комплекта документов для подготовки решения об условиях приватизации.
Дача Крона находится в собственности России и передана в бессрочное пользование СПбГУ. В апреле Петродворцовый районный суд оштрафовал Университет за ненадлежащее содержание памятника. Выяснилось, что "доступ в объект не ограничен, имеются следы пожара, здание в полуразрушенном состоянии, мер по консервации не принято, внутри здание полуразрушено, имеется склад мусора", состояние постройки по сравнению с 2011 годом ухудшилось. Представитель СПбГУ вину признал, "ссылаясь на отсутствие средств для проведения необходимых работ".

Право имеющие

Дача Крона выделяется в общем ряду как федеральный объект. Юристы отмечают неоднозначность ситуации, при которой город пытается найти ему нового пользователя.
Так, старший юрист петербургской практики недвижимости и строительства "Пепеляев Групп" Александра Грищенкова считает, что Смольный не сможет законно заключить концессию, пока у него нет прав на участок. "По общему правилу органы государственной власти Петербурга не обладают полномочиями на распоряжение федеральной собственностью, в том числе путём заключения концессионных соглашений или соглашений о государственно–частном партнёрстве в отношении федерального имущества", — сказала "ДП" юрист. Ведь по смыслу федеральных законов "О концессионных соглашениях" и "О государственно–частном партнёрстве…" стороной соответствующего соглашения с инвестором выступает тот уровень публичной власти, который является собственником объекта.
"Однако на текущий момент говорить о нарушении законодательства со стороны комитета по инвестициям преждевременно, поскольку никаких конкретных юридически обязывающих решений комитетом пока не принято, осуществляется лишь предварительный сбор предложений", — добавила Грищенкова.
В свою очередь, партнёр и руководитель практики ГЧП Maxima Legal Наталья Дятлова полагает, что прямого запрета на такую концессию нет, но есть риск для инвестора. "На практике неоднократно возникают вопросы о том, должен ли непосредственно концедент обладать правом на тот земельный участок, который предоставляется концессионеру на основании концессионного соглашения", — прокомментировала "ДП" Дятлова.
По её мнению, законодательство не содержит ограничений для таких случаев. "Тем не менее отсутствие такого прямого запрета порождает существенные риски, особенно для концессионера, и ставит его в уязвимую позицию, так как не позволяет концеденту — субъекту РФ (даже при его желании) исполнить принятые на себя обязательства по заключению договора аренды (субаренды) федерального земельного участка в законодательно установленный срок 60 рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения", — отметила юрист. Поэтому общее правило таково, чтобы после заключения концессионного соглашения не начинать или максимально отсрочить его исполнение до окончания процедуры передачи земельного участка, добавила она.

Замах на рубль

В комитете по инвестициям сообщили "ДП", что, "если будут предложения от инвесторов, скорее всего, дачу смогут перевести в собственность города". Но пока претендентов на концессию ни по ней, ни по другим объектам нет. Хотя такой опыт у города есть.
Например, "ДП" писал о деревянной даче Кинга в Зеленогорске, концессию на которую в 2021 году заключили с ООО "Новые пространственные решения" (компания связана с ресторанным холдингом Ginza Group) и где уже начались подготовительные работы.
Координатор "Живого города" Дмитрий Литвинов в комментарии "ДП" высказал мнение, что концессионные соглашения в сфере охраны памятников редко удаётся реализовать из–за их непрозрачности. Больше удачных случаев с обычными договорами аренды, которые заключаются, например, на объекты программы "Памятники за рубль" и разыгрываются на торгах. Но к этой программе проявляют мало интереса.
"Зачем арендовать за серьёзные деньги объект, рискуя, если что пойдёт не так, его потерять вместе с уже вложенным, если можно пойти на другие торги и там аналогичный по площади и расположению объект просто купить в собственность?" — рассудил Дмитрий Литвинов.