Арктика за неделю: путь из Китая в Европу и северный завоз в законе

Автор фото: admship.ru

Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализуют проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.

Северный завоз: от стихийности к плану

Центральная арктическая новость недели — появление проекта федерального закона о северном завозе. Минвостокразвития выложило документ, уже прошедший согласования в правительстве и профильных комитетах Думы, на официальный портал для обсуждения нормативно-правовых актов.
Законопроект призван закрыть регуляторные "дыры", мешающие нормальной работе северного завоза — ежегодных мероприятий по снабжению регионов Крайнего Севера и прочих отдалённых местностей, не связанных с "большой землёй" регулярными путями сообщения. Документ очерчивает круг институтов, вовлечённых в этот сложный процесс: у системы северного завоза появятся федеральный и региональные координаторы, генеральный экспедитор и единый морской оператор. Завоз будет цифровизирован — предполагается создание специальной электронной торговой площадки, действующей под контролем уполномоченного оператора. Законопроект также вводит обязательное планирование завоза на три года вперёд, призванное не допустить перебоев в снабжении северных территорий России.
Документ долгожданный — северный завоз, на котором держится не только освоение Арктики, но и её выживание вообще, в юридическом отношении десятилетиями находился в "серой зоне". Это порождало вполне осязаемые последствия: не единожды из-за несогласованности действий властей, грузоотправителей и перевозчиков возникали кризисные ситуации, ставившие снабжение удалённых территорий под угрозу. После принятия закона вероятность подобных сбоев будет ниже.

ЛСП сдана

На неделе состоялось ещё одно знаменательное событие: петербургские Адмиралтейские верфи передали в эксплуатацию ледостойкую самодвижущуюся платформу "Северный полюс" — современное научно-экспедиционное судно, предназначенное для долгосрочного дрейфа в арктических льдах. ЛСП спроектирована как научно-исследовательский центр — на её борту размещены пятнадцать лабораторий, оснащённых современным оборудованием для геологических, геофизических, акустических, океанографических и прочих исследований. Оператором ЛСП станет Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт. ЛСП заменит собой ежегодные экспедиции ААНИИ, дрейфовавшие на заполярных льдах, отправка которых прекратилась в 2015 году из-за того, что подтаявший лёд перестал служить надёжным основанием для палаток и объектов научных станций.
Платформа, заложенная в 2018 году, задержалась на верфи почти на два года: её должны были передать заказчику ещё в конце 2020-го. За время строительства она также выросла в цене — в июле прошлого года федеральному правительству пришлось выделить дополнительные бюджетные ассигнования в размере 1,1 млрд рублей на завершение проекта.
Несмотря на упомянутые "нюансы", это, бесспорно, радостное событие. У наших учёных, исторически державших первенство по долгосрочным экспедициям к Северному полюсу, впервые за несколько лет появится возможность вернуться к практике непрерывного наблюдения за высокими широтами. И — наконец-то — эти наблюдения будут вестись в безопасных и комфортных условиях.

Спутники для СМП

На "Арктическом салоне", прошедшем в Петербурге на прошлых выходных, активно обсуждалась тема использования высоких технологий в целях развития Заполярья. Одно из важных направлений — космический мониторинг Арктики для повышения безопасности судоходства на Северном морском пути.
Что делается в этой области? По словам Николая Корчунова — дипломата, курирующего арктическое направление внешней политики России, — над Заполярьем развёртывается современная спутниковая группировка "Арктика-М". На пике своих возможностей (то есть когда в её составе будут находиться четыре спутника) она будет способна делать качественные снимки, позволяющие оценить гидрометеорологическую обстановку в Арктике, раз в четверть часа. Это даст возможность вести полноценный мониторинг погоды за полярным кругом — и навигационных условий на трассе СМП.
Но это — в идеале. Пока такой спутник на орбите один. В следующем году над Арктикой появится второй космический аппарат данного типа. Третий ожидается к 2025 году. А вот четвёртый выйдет на орбиту почти через десять лет — к 2031 году. Вот тогда у системы и появится заявленный дипломатом функционал.

Школа для детей и взрослых

Градостроительный совет Норильска одобрил предварительный проект современной школы на 1,1 тыс. мест, строительство которой профинансирует "Норникель".
Многопрофильный инновационный образовательный комплекс разместится в здании общей площадью 18,3 тыс. квадратных метров. В школе предусматриваются 44 основных класса и 28 коворкингов, спортивный и хореографический залы, а также 25-метровый бассейн. Часть комплекса будет использоваться в качестве общественной зоны: школа откроет свои двери не только для детей, но и для взрослых норильчан, желающих посещать мастер-классы и занятия по профессиональной переподготовке.
Идея строительства суперсовременной школы является плодом партнёрства между крупным бизнесом, государством и арктическим регионом. Образовательный комплекс будет построен в соответствии с одним из пунктов четырёхстороннего соглашения о социально-экономическом развитии Норильска, заключённого 20 февраля 2020 года между властями города, Красноярского края, компанией "Норникель" и Минвостокразвития.

Опыт Усть-Луги пригодится Мурманску

В Мурманской области построят первую в мире сортировочную станцию, расположенную за полярным кругом. Она появится на полигоне Октябрьской железной дороги в посёлке Шонгуй и будет обслуживать Мурманский транспортный узел, который станет одним из крупнейших грузовых арктических хабов. Профильные грузы будущей станции — уголь, железорудный концентрат, удобрения и транзитные товары, направляющиеся из Китая в Западную Европу.
Ввод в эксплуатацию Шонгуя позволит существенно увеличить объёмы железнодорожных перевозок, ориентированных на Мурманский морской порт и порт Лавна. Оптимистичный сценарий развития Мурманского транспортного узла предполагает, что этот показатель в перспективе может возрасти до 100 млн тонн в год — и новая станция сыграет в этом немаловажную роль.
Отметим, что при создании Шонгуя будут использованы наработки и решения, применённые в Ленобласти. Так, инфраструктура станции будет выстроена на основе опыта Лужской-Сортировочной, обслуживающей Усть-Лугу — крупнейший российский морской торговый порт на Балтике.