В круиз, за кофточками: в Петербурге вырос спрос на заграничные шопинг-туры

Автор фото: ТАСС

После ухода иностранных брендов одежды из России люди начали интересоваться заграничными шопинг–турами. Однако массового спроса пока не сформировалось, и туроператоры не спешат предлагать такие продукты.

Закрытие или временная остановка работы в России H&M, Adidas, Nike, Puma, Inditex (Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius), Uniqlo и других побудили многих искать альтернативные способы покупки вещей от полюбившихся брендов. Некоторые из них можно найти на маркетплейсах. Но кое–кому оказались более интересны шопинг–туры за границу.

Столичный выбор

О возросшем спросе на поездки на шопинг в Белоруссию рассказывают в Ассоциации туроператоров России (АТОР). Походы по магазинам fashion–ретейлеров в соседней стране быстро превратились в полноценный тренд, особенно актуальный для обладателей карт "Мир". В АТОР рассказали, что шопинг–туристы обычно отправляются в Минск на выходные и бронируют только отели. Благодаря таким путешественникам доля сити–туров в продажах уже составила 10–15%, а у некоторых представителей индустрии даже 45–50%. Компании в связи с этим стали экспериментировать с запуском специальных туров, в рамках которых при необходимости можно открыть и банковскую карту Visa или Mastercard местного банка.
Первым программу шоп–тура предложил туроператор FUN&SUN. Отправиться в путешествие можно каждый четверг (по крайней мере из Москвы). Тур предполагает размещение в отеле на три ночи с завтраками. Без перелёта поездка на двоих из столицы обойдётся в 33,5 тыс. рублей, с перелётом — 57,8 тыс. рублей.
На Северо–Западе тренд на поездки в Белоруссию подкрепляется прямым железнодорожным сообщением с Минском. Летом, как правило, билеты на это направление продаются хорошо: отдых в соседней республике обходится весьма бюджетно. Правда, по словам полномочного представителя Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) в СЗФО Анисии Якушевой, возможность купить международные бренды в Минске для жителей Северо–Запада пока является скорее приятным бонусом.
"В Москве же, напротив, наблюдается повышение спроса именно на шопинг–поездки. Для москвичей привычные магазины, которые закрылись, являются важной точкой притяжения в Минске, до которого по новому отремонтированному шоссе стало ещё проще добраться. Поэтому могу отметить, что Белоруссия однозначно в тренде, однако на шопинг едут скорее москвичи, нежели жители Петербурга", — поделилась Якушева.

В погоне за люксом

Однако большинство туроператоров, к которым обратился за комментарием "ДП", пока не собираются вводить целенаправленные шопинг–туры в свои линейки продуктов. Хотя ограниченный спрос на такие путешествия всё же есть.
Независимый директор по развитию KravtGroup Ангелина Самадова рассказала, что тенденция роста интереса есть не только к поездкам в Белоруссию, включающим поход по магазинам. Люди ездят также в Турцию и ОАЭ, причём кое–кому эти две страны даже более интересны. Предполагается, что там можно купить товары люксовых брендов. Действительно, многие туристы, приезжая на отдых в Турцию, отправляются в знаменитые моллы за покупками товаров тех компаний, чьи марки на территории РФ сейчас отсутствуют или по тем или иным условиям не удовлетворяют спрос модников. Впрочем, привычка ездить за покупками в далёкие края сформировалась у многих не вчера.
"Ещё до появления тренда путешествий за границу на шопинг мы наблюдали увеличение подобного трафика в Москву. Однако в столице этот проект как отдельное направление не получил развития. Ретейлеры не смогли предоставить интересные шопинг–услуги или пакетные туры, привлекательные для путешественников, чтобы организовать поездки для гостей из отдалённых регионов с трансфером и специальными предложениями, заказом тестовых моделей, в сопровождении гидов", — отметила Самадова.
При этом, по её мнению, в своё время в Москве была перспектива для пакетных бизнес–туров из Турции и ОАЭ, когда представители fashion–брендов изучали свои возможности на российском рынке для представления своих товаров.

Шопинг в нагрузку

В пресс–службе Anex Tour напоминают, что раньше организация таких туров заключалась в поездках по определённым магазинам, с которыми работал тот или иной туроператор. Теперь же многие туристы сами изучили все необходимые ТЦ не только в Белоруссии, но и в Турции, ОАЭ. Именно поэтому в компании отказывались предлагать такие путешествия. Там добавляют, что чаще всего поход по магазинам идёт как дополнение к основному туру, его формат официально не предполагает такой специфики.
"Ранее, в 1990–х и начале нулевых, были популярны шопинг–туры в Грецию, Италию и Китай. Но развивать это сейчас как отдельный вид туризма скорее будет проблематично. Только если предлагать дополнительную услугу к основному пакету", — считают в Anex Tour.
Понятно, что и раньше в свободное от экскурсий и шведских столов время отдыхающие петербуржцы посещали за границей магазины одежды. Но, по мнению некоторых экспертов, туроператорам едва ли стоит делать на этом бизнес.
"Посещаются магазины среднего ценового сегмента с небольшим средним чеком, поездка в формате шопинг–тура никогда не окупится (если ехать только за одеждой). Туристы что–то покупают как приятное дополнение к экскурсионной программе", — указывает директор туристической компании "Дельфин" Сергей Ромашкин.
Кстати, среди участников рынка есть те, кто в качестве эксперимента пытался продавать шопинг–туры, но в итоге отказался от этой идеи. В пресс–службе компании "Русский экспресс" рассказали, что предлагали к продаже такие продукты, но стокнулись с отсутствием спроса. Там также уверены, что 96% тех, кто сейчас едет в Белоруссию, отправляются на лечение в санатории.

Двух зайцев сразу

В качестве отдельного направления туроператоры могли бы рассмотреть вариант предложений для байеров, которые закупают товары в частном порядке, принимая заказы на конкретные модели от своих клиентов. Причём в мировом опыте есть примеры подобных успешных кейсов.
"В европейских столицах, кстати, востребованы услуги частных консультантов, которые можно приобрести на AirBNB в специальном разделе впечатлений: местные жители выступают в роли гидов, помогают с оформлением дисконтных карт и сами создают шопинг–маршруты для туристов, организуя трансфер на личном транспорте", — отмечает Ангелина Самадова из KravtGroup.
В её компании видят также перспективу в организации специальных туров в Москву и крупные региональные центры для покупок товаров сегмента DIY и ремонта.