Кризис оптимизму не помешал

Автор фото: Седельников Александр
Социологи фонда "Общественное мнение" с января по июнь провели серию опросов, посвящённых экономической ситуации в стране. По итогам они разделили всех респондентов на пять групп — в зависимости от их отношения к текущему моменту и ожиданий.
Выяснилось, что в начале года, когда никто ещё не знал, какие сюрпризы он преподнесёт, оптимистов было 11% (и ещё 15% стремились к нему), а пессимистов — 15% (+16% стремящихся). После февральских событий это соотношение продолжало углубляться и к марту составило 9% оптимистов (+13% стремящихся) против 29% пессимистов (+17% стремящихся). Но уже в апреле, как только выяснилось, что западные санкции не обрушили в одночасье экономику страны, а на полках магазинов всё ещё есть товары, произошёл разворот: 15% (+19%) оптимистов против 15% (+15%) пессимистов. В июне оптимизм взял новую высоту: 19% (+19%) против 13% (+12%) самых упорных пессимистов. Количество нейтральных граждан колебалось довольно слабо, лишь в марте просев с 42 до 33%, а затем прочно стабилизировавшись на 36 – 37%.
Анализируя выделенные группы, социологи ФОМ пришли к выводу, что пессимистами и примкнувшими к ним чаще всего оказываются наименее устроенные в жизни люди, у которых не очень хватает денег на повседневные траты, а кредитное бремя слишком велико. Оптимисты же финансово стабильны и практически избавлены от необходимости экономить. Получается, что люди скорее экстраполируют собственное финансовое положение на отношение к национальной экономике, нежели пытаются что–то реально анализировать. Однако есть и другие показатели. В группах пессимистов и склонных к пессимизму оказалось наибольшее количество людей с высшим образованием (51% и 39% соответственно). Среди оптимистов и склонных к оптимизму университетских дипломов насчитывалось заметно меньше (по 29%).