Даже самый качественный продукт требует затрат на продвижение. Для раскрутки новых брендов компании всё активнее используют решения из сферы MarTech — это технологические инструменты на стыке маркетинга и рекламы.
В России МarТech–стартапов пока не много, однако эксперты предполагают, что в скором времени ситуация изменится. Их ожидания строятся на двух тезисах: с одной стороны, в РФ достаточно специалистов, занимающихся аналитикой больших данных, с другой — привычные для местного рынка иностранные маркетинговые сервисы уходят из страны.
Впрочем, пока рынок лишь сжимается. Общий объём венчурных сделок в России в июле, по данным Dsight, не превысил $7,4 млн. В июне же этот показатель составил $39 млн, причём одна сделка завершилась привлечением $24 млн: столько получила компания RetailRocket. Она предложила решение по персонализации маркетинга, организации кроссканальных коммуникаций, управлению базой клиентов.
"ДП" поговорил с экспертами, чтобы разобраться в том, что представляет собой индустрия MarTech, и выявить наиболее перспективные ниши для стартапов.
Больше чем реклама
Стартапы, работающие на стыке маркетинга и технологий, не часто получают инвестиции, тем интереснее, что совсем недавно $22 млн от американских инвесторов привлекла компания Improvado российского основателя Даниила Кравцова. Этот сервис аккумулирует и анализирует данные с 300 рекламных площадок: на основе этой информации маркетологи принимают решения, как сделать свои кампании эффективнее.
"Термин MarTech появился 10 лет назад, его основное отличие от AdTech (рекламные технологии) — в широте спектра оптимизируемых процессов. MarTech построен вокруг бизнес–коммуникаций и включает в себя множество различных направлений: аналитику соцсетей, CRM, рынок голосовых чат–ботов и так далее", — говорит Геннадий Нагорнов, основатель и генеральный директор Genius Group. Так называют программное обеспечение и сервисы для планирования, запуска, производства и анализа результата маркетинговых кампаний.
Евгения Барченко, сооснователь GoTech Innovation, рассказывает, какие стартапы и решения сейчас больше всего интересуют корпорации. "MarTech исследует социальные механики покупок — например, при обсуждении и совершении совместных покупок. Востребованными становятся решения для целевого маркетинга, разработки персональных предложений, тепловых карт (формат визуализации данных. — Ред.) и обогащения продуктовых карточек, — говорит она. — Например, недавно мы помогали с пилотным внедрением проекту, который при помощи инструментов искусственного интеллекта и машинного обучения обрабатывает обратную связь от клиентов. Также тестировали робота, показывающего товар на полке".
Ниша освободилась
По данным Dsight, на российском венчурном рынке сейчас насчитывается около 1000 MarTech–стартапов. С 2020–го по июль 2022 года было зафиксировано 43 сделки объёмом $59 млн. Наиболее благоприятным для сектора был прошлый год. Тогда объём инвестиций в MarTech–стартапы вырос в 6 раз — до $30 млн, а количество сделок — с 16 до 25, объясняют эксперты. "События 2022 года повлияли на весь российский венчурный рынок: по итогам полугодия состоялись лишь две сделки, из которых одна входит в топ–5 по объёму инвестиций за период ($24 млн от фонда Fintera привлекла компания Retail Rocket — разработчик инструментов цифрового маркетинга). Доля инвестиций в MarTech от общего объёма венчурных инвестиций крайне мала: в 2021 году она составила 3%, в первом полугодии 2022–го — 4%", — отметили в Dsight.
Малый и средний бизнес привык к маркетинговым инструментам, которые предоставлял Google, а таже Instagram и Facebook (обе соцсети принадлежат компании Meta, которая в России признана экстремистской и запрещена). "Сейчас эти сервисы либо заблокированы в России, либо сами ограничивают работу с российскими пользователями. В итоге у компаний образовались бреши в маркетинге. VK и “Яндекс” не закрывают все потребности. Поэтому бизнес готов пробовать новые инструменты, к тому же теперь их можно протестировать очень быстро", — объясняет Гаджимурад Алиев, руководитель акселерационных программ "Акселератора ФРИИ".
Среди российских MarTech–стартапов можно выделить Callshark (омниканальный сервис бизнес–коммуникаций), Optimatica (система управления дилерским маркетингом), DataFuel (платформа для персонализации маркетинга), Boomerangme.cards (электронные карты лояльности), Seowork (платформа для аналитики и контроля SEO–продвижения).